Краткий курс машинизма

Рубрики: [Книги]  [Музыка]  [Рецензия]  

Евгений Ю. Додолев. Времени машины.

М., Олма медиа групп, 2014. – 368 с.: ил., 2000 экз., ISBN 978-5-373-06167-4

Обложка книги Евгения Додолева «Времени машины»

Можно быть поклонником любого рок-коллектива, иметь любые музыкальные вкусы – но нельзя при этом не признавать, что «Машина времени» была и остается группой №1 в истории отечественной рок-сцены. К сожалению, объём библиографии, посвящённой истории группы Андрея Макаревича, нисколько не соответствует подобному статусу. В собственных сочинениях лидера «Машины» проскакивает известная недоговорённость, свойственная автобиографиям рок-музыкантов из любой части света, а капитальное сочинение – скорее, сборник интервью – «Затяжной поворот. История группы “Машина времени”» Михаила Марголиса достаточно трудночитаемо.

И вот в рамках возвращения России истории её рок-н-ролла на свет появилось универсальная, выразимся так, книга Евгения Додолева, способная удовлетворить сразу три разных читательских аудитории: свидетелей становления нашей рок-музыки возрастом за 45; пытливую молодежь, не желающую читать «долго и толсто», но взыскующую подробностей, столь важных в любой рок-биографии, и, наконец, любителей светской хроники, рассматривающей любую книгу такого рода как большую замочную скважину.

Говорить о заслугах «Машины времени» для России – всё равно что имя-отчество Пушкина спрашивать, и потому автор разумно не ломится в открытую дверь, сообщая о ценности коллектива впрямую. Наоборот, сперва книга настраивает читателя на необязательный и в меру «светский» лад: первой частью здесь идут интервью музыкантов – а именно Макаревича, Александра Кутикова, Андрея Державина и Евгения Маргулиса – сделанные автором в рамках его авторской телепрограммы «Правда-24».

Но жаждущим сенсаций и разоблачений искать здесь нечего: музыканты, принадлежат и по опыту, и по «месту работы» к старейшей группе русскоязычного (именно русскоязычного, а не «русского»!) рока, не выпячивают свою значимость и неповторимость – они куда лучше многих старых и новых героев отечественной рок-сцены понимают, что за них всё говорят как история «Машины времени», так и, в гораздо большей степени, их песни. Неважно, написанные и спетые в «Машине» или за её пределами. Зато в этих интервью есть то, за что мы ценим байки рокеров старшего поколения – масса подробностей и непридуманных историй из сценической и закулисной жизни.

Собственно, пара неочевидных частей книги, «Эрнст & Макаревич: Под абажуром Первого» и «Раздел пристрастный: Градский о Макаревиче» – тоже радость для искателей горячих новостей достаточно ограниченная, поскольку они обе подчинены доброму замыслу – дать читателю побольше фактического материала. Да и кому неинтересно читать о похождениях автора и представителей столичной околороковой богемы в почти доисторические для нашего шоу-бизнеса времена и узнавать, что Константин Эрнст вовсе не из ниоткуда на медиа-горизонте появился? А про комментарии Александра Градского что и говорить – знакомиться с воспоминаниями острого на язык нашего первого и главного рок-певца всегда и интересно, и поучительно, и в меру весело. Словом, перед нами рок-биография того рода, которая уже давным-давно стала стандартом в рок-метрополиях.

И, как если бы этого было мало, ровно половину книги – её вторую половину – занимает хронология «Машины времени» с 1968 по 2014 год. Тот, кто хочет для начала освоить именно что Краткий курс Машинизма-временизма – а это наверняка молодой читатель – должен начинать знакомство с «Времени машинами» именно с «Раздела хронологического. Условного».

Безусловно, пристальная «ловля мух» способна принести результаты – к примеру, вообще ничего не говорится о выступлении «Машины» на рок-фестивале в Черноголовке (1978), весьма скупо упомянут архиважный триумф группы на фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси-80», историям записи отдельных аудиопрограмм в книге места вообще не нашлось, очень подробно освещён приход в группу Сергея Рыженко – но ничего не говорится о его выбытии из коллектива… Впрочем, суть не в мелочах: формат книги допускает все эти грядущие расширения и уточнения. Главное же – в долгожданном появлении на рынке такой книги о «Машине времени», которой будет рад и широкий читатель (см. выше). А если говорить максимально широко, то хотелось бы, чтобы книги, выходящие к 45-летию столь замечательного во всех смыслах коллектива, были и числом побольше, да и количеством страниц в них – тоже.

Всеволод БАРОНИН.

Фото Игоря ВЕРЕЩАГИНА и из личных архивов музыкантов.

Баронин

Полностью рецензия на книгу «Времени машины», опубликованная в газете «Книжное обозрение» №14–15 ’2014 (2390–2391). Музыкальный обозреватель, радиоведущий Всеволод БАРОНИН с юности увлекается рок-музыкой, посещает множество концертов. По его словам, желание написать первую рецензию возникло у него 17 октября 1981 года после посещения концерта группы «Автограф». С тех пор Всеволод посетил более 30 концертов группы, написал десятки материалов о ней. Всеволод является официальным биографом группы «Автограф». Журналистикой занимается с 1983 года, печатается с 1991 года.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Story Александра Великого
Коротко
Инь да янь Сергея Лазарева. Для девочек & мальчиков
Быть многодетной матерью
Люди против коллизии
Независимый Музыкальный театр
Напоминая «Семнадцать мгновений весны»
Не вернётся в Spice Girls
Как умирают великие
Музыка для мюзиклов
Пионерские чтения
«Люси»: Используй мозг на 100 процентов
«История дельфина 2»: Вперёд, спасать дельфинов!


««« »»»