На Венецианском фестивале убили Кеннеди и развенчали церковь

Рубрики: [Кино]  

Венецианский кинофестиваль продолжается и, пожалуй, несомненным успехом можно считать фильм «Филомена» с Джуди Денч в главной роли. На сегодняшний день, судя по всему, именно эта картина лидирует в рейтинге журналистских симпатий. Однако конкуренцию ей составляют сразу два американских фильма, у которых, впрочем, есть шансы скорее на «Оскар», чем на венецианского «Золотого льва».
Итак, начнем с конца — с американцев. Джеймс Франко, который теперь присутствует практически на всех европейских кинофестивалях со своими режиссерскими проектами, не пропустил и мероприятие в Венеции. Всего несколько месяцев назад он представил в Каннах свою экранизацию романа Уильяма Фолкнера «Когда я умирала», а теперь привез в Венецию свой новый фильм «Дитя Божье». Это тоже экранизация — на сей раз в поле зрения режиссера попал роман Кормака МакКарти, основанный на реальных событиях.
Это история психопата-убийцы Эда Гейна. Она уже не раз вдохновляла кинематографистов — сначала авторов ленты «Психо», потом картины «Техасская резня бензопилой». Теперь вот и Джеймс Франко представил зрителям свою версию жуткой истории отщепенца. Отщепенцем, впрочем, его герой становится не по собственной воле. Его отец повесился у него на глазах, мать сбежала, а родной дом продали на аукционе.
Лестер — так зовут героя книги МакКарти и фильма Франко — остается совершенно один. Общество его не принимает, шарахаясь от бездомного человека с плохой дикцией. Он бы, может, и рад был бы социализироваться, но социум нее желает принимать в свои ряды такого сомнительного персонажа. Именно это и привлекло внимание Франко — история превращения в монстра человека, который оказывается в изоляции от общества. «Для меня это — главная тема фильма, — рассказал Франко на кинофестивале в Венеции. — Лестер хочет социализации, но она для него невозможна. И он по-своему начинает «общаться», заводит друзей». Друзей Лестер заводит крайне оригинальным способом. Сначала он крадет курицу, повторяя при этом слова «Ты будешь моим другом» — эта сцена вызывает огромное сочувствие к герою. Но потом природа берет свое: Лестер — мужчина, страстно завидующий тем, кому достается женское внимание. Найдя машину с мертвой парочкой, Лестер сначала внимательно изучает обнаженное женское тело, которое раньше было для него недоступно, потом занимается с ним сексом, потом утаскивает его в свое логово. Режиссер рассказывает: «Когда я читал книгу шесть или семь лет назад, для меня кульминационной стала сцена, где он мучительно пытается затащить труп девушки на второй этаж. Он не готов к этому, он вовсе не профессиональный маньяк, привыкший обращаться с трупами. В своем фильме мне было очень важно это показать».
Честно сказать, фильм производит очень неоднозначное впечатление. С одной стороны, Франко вырос в очень добротного режиссера, который умеет снять картину, сфокусированную на одном персонаже. Он хорошо умеет показать развитие личности. С другой стороны, смотреть фильм неприятно: Лестер на экране не просто занимается сексом с трупом, но и крупным планом справляет большую нужду, переодевает мертвую девушку, снова занимается с ней сексом… подобных моментов действительно много. К такому погружению в жизнь извращенца-отщепенца не всякий зритель готов.
Непросто далась эта роль и актеру Скотту Хэйзу, который из глубокого чувства ответственности перед ролью накануне съемок ушел на три месяца в леса, где жил в полной изоляции. Он рассказал о своей работе над фильмом следующее: «Я понимал, что мне нужно почувствовать, что это такое, понять, как и чем жил Лестер. Франко — замечательный режиссер, и я не хотел его подвести». Режиссер, правда, оправдался, что не отправлял актера жить в лес — это был его собственный выбор.
Другая американская лента, участвующая в конкурсе в Венеции, — «Парклэнд» режиссера Питера Ландсмена, сценариста «Глубокой глотки». «Парклэнд» — больница в Далласе, куда в ноябре 1963 г. привезли раненого президента Джона Кеннеди. Этот фильм не о покушении, а о том, насколько неподготовленными к случившейся трагедии оказались все вокруг – спецслужбы, медработники, обычные жители США. Шок, который испытывают люди из ближайшего окружения президента, ощущается почти что физически. Режиссер с хирургическим вниманием рассматривает все нелепости, сопровождающие смерть Джона Кеннеди. Операционная, куда привозят президента, тут же заполняется спецагентами и медперсоналом, а единственный хирург, оказавшийся на месте, с трудом оправляется от шока, чтобы приступить к операции. Тут же бродит растерянная Жаклин Кеннеди с кусочком черепа мужа в руках. Патологоанатом полиции Далласа требует, чтобы президента отдали на вскрытие, а агенты службы безопасности буквально разбирают борт номер один, чтобы внести туда гроб и поставить его. На этом фоне очень по-своему переживает случившееся семья Ли Харви Освальда, обвиненного в убийстве. Брат шокирован, понимая, что собственная жизнь и жизни его детей разрушены случившимся. Мать гордится сыном, утверждая, что он работал на спецслужбы США, и требует похоронить его рядом с Джоном Кеннеди. Жена Марина безмолвно плачет. Кажется, что тяжелее всех переживает трагедию случайный свидетель произошедшего — журналист Авраам Запрудер, готовившийся снимать приезд президента на камеру, а снявший момент его убийства. Эта пленка станет единственным документальным свидетельством случившегося, а несчастный журналист до конца дней своих не сможет оправиться от травмы.
И, наконец, фильм, который, по мнению многих, может получить не только венецанского «Золотого льва», но и пару статуэток «Оскар». Картина «Филомена» основана на реальных событиях.
В 1950-е годы юная девушка, живущая при монастыре, поддается искушению. «Он был так красив!..», — через много лет вспоминает она свое грехопадение, которое превратилось в пытку длиною в жизнь. Киногероиня забеременела, и строгие монахини позволили ей родить. Потом в наказание она оказывается в прачечной, где работает семь дней в неделю с такими же грешницами. Им разрешают видеться с детьми всего час в день. Потом сына Филомены увозят богатые приемные родители, о чем она будет молчать почти пятьдесят лет. Искать своего ребенка женщина отправиться уже в старости, в компании с бывшим репортером ВВС. Единственное, что она хочет узнать — вспоминал ли о ней когда-нибудь ее сын, и не забыл ли он монастырский приют, в котором появился на свет.
Журналисты неслучайно пророчат «Филомене» «Оскара». Стивен Фрирз рассказал поразительную в своем нежном трагизме историю. «В ней есть все, что я люблю, — рассказал режиссер на пресс-конференции в Венеции. — По сути это трагедия с элементами комедийной мелодрамы». Несмотря на то, что Стивен Фрирз рассказывает страшную историю, в ней невероятно много юмора. И юмор этот появился в фильме неслучайно. По словам Джуди Денч, блистательно сыгравшей Филомену, ее героиня в жизни обладает невероятной легкостью и тонким чувством юмора. «Мы встречались с настоящей Филоменой несколько раз до съемок, — рассказывает Джуди Денч. — Мне нужно было понять мою героиню, а ей было важно увидеть меня. С каждой новой встречей она мне рассказывала все новые подробности своей истории. И всегда с огромным чувством юмора. Но самый страшный момент был, когда она пришла в мой трейлер прямо на съемочной площадке, чтобы посмотреть, как я выгляжу в ее образе. Наверное, это очень странно — видеть кого-то, кто одет и причесан как ты. Мне уж точно было странно». Впрочем, Джуди Денч мало чем можно испугать. Актриса имеет огромный опыт, так что играет Филомену настолько легко и органично, словно заново проживает ее историю, забыв о себе. «Когда я играю, мои эмоции теряют значение, — говорит Джуди Денч. — Важно то, из чего состоит моя героиня, что она чувствует». А почувствовать героине довелось немало. Кажется, единственное чувство, которое съемочная группа не смогла бы разделить с реальной Филоменой, — это прощение. То, что она смогла простить, поразило и создателей фильма, и зрителей. «Я остаюсь на стороне Мэттью, циничного журналиста, — признается режиссер. — Я был бы зол, не простил бы». Джуди Денч тоже призналась, что не смогла бы забыть лицемерие монахинь: «Я не была, к счастью, в подобной ситуации, но меня поразила глубокая вера, необыкновенная приверженность Филомены принципам католицизма. И это несмотря на все, что с ней сделала церковь. Я не уверена, что смогла бы простить в такой ситуации».
Этот фильм — не просто очень печальная история о том, как у матери отняли ребенка. Это — удивительная притча о боли, пронесенной через всю жизнь, и о человеке, который принял свою судьбу с достоинством и гордостью. Режиссер же остается при своем: «FuckinCatholiсism!», – восклицает журналист Мэттью из фильма, узнав подробности случившегося. «Я не хочу жить с ненавистью к людям, — говорит ему на это Филомена. — Я не хочу быть злой, как ты». И все же вряд ли этот главный урок от пожилой мудрой женщины способен усвоить тот, кто в подробностях узнает историю ее жизни.
 

Аля ТАГЕР.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»