Байгали Серкебаев («А-Студио»): «Никакие разговоры про татуировки или любовные дела не принесут успеха»

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

О РОТАЦИИ ПЕСЕН НА РАДИО

–Это же так важно для реализации всех творческих планов. Несмотря на большое наступление Интернета, соцсетей и новых вещательных сервисов, радио остается основным информационным рупором, который всегда доходит до слушателя.?При этом у нас с радиостанциями идет извечная борьба. В прошлом году группе «А-Студио» исполнилось 25 лет, выпущено много хитов, наши песни знает наизусть уже третье поколение, бабушки и их внуки слушают нас. Несмотря на все это, каждый раз ты приходишь на радио, как начинающий молодой артист, ты начинаешь доказывать, что ты не верблюд. Как будто вчера ничего не было: ни «Fashion Girl», ни «Джулии», ни «Так же, как все». Вот и сейчас мы написали очень интересный трек с Игорем Крутым, который тоже приходится продавливать на радиостанции. Какой-то загадочный и замкнутый круг.?Видимо, дело касается каких-то материальных моментов. Но мы ведь ни разу не платили ни за одну ротацию, ни за один эфир, и не собираемся этого делать. Я считаю, что наши песни и без этого намного лучше многих тех, которые сейчас ставят в эфир. Не должно все упираться в какие-то корыстные цели программных директоров. Радио вообще должно взять на себя ответственность по воспитанию вкуса людей.?Я говорю не только о нашей музыке, а о том, что многие талантливые ребята не имеют шансов попасть на наши радиостанции. В этом плане нас сильно обгоняет Украина. Я недавно посмотрел их музыкальный телеканал. Там крутились очень модные и абсолютно свежие клипы. Российским артистам до такого далеко.

КАКИЕ АРГУМЕНТЫ НАХОДЯТ ПРОГРАММНЫЕ ДИРЕКТОРА РАДИОСТАНЦИЙ?

– Об этом можно целые книги писать. Самое модное их выражение, против которого вообще возразить нечего, – «неформат». Это выглядит еще смешнее, когда понимаешь, что у радиостанции, отказавшей нам таким образом, никакого формата толком и нет. Один раз мне очень смешно сказали что-то вроде: «Это не наши пассажиры». Еще одна радиостанция сказала: «Посмотрим, как этот трек пойдет на радио». А как он может пойти, если они его не берут? Опять же замкнутый круг.?А раньше в первую очередь говорили так: «Если бы у вас был клип, мы бы поставили». А если клип есть, они начинают двигаться дальше и придумывают другие причины. Ну и бывает обратная ситуация на телевидении. Приносишь им клип, а они говорят, что нужны ротации на радио. Вот так многие артисты и мучаются. Бывает, конечно, что у песни мощный потенциал, начинают звонить люди и заказывать ее на радио. Но они же все равно не могут заказывать, если не слышали ее.

О РОЛИ ИНТЕРНЕТА В РАСКРУТКЕ

– За ним будущее. Все эти соцсети, музыкальные порталы – это действительно выход из ситуации. Хотя я не могу сказать, что мы его используем в полную силу. Вот сейчас нам с этим помогает компания «Кушнир Продакшн». Я как раз хочу их попросить отчитаться об успехах после нашего интервью (смеется).

О ВАЖНЫХ ВЕХАХ 25-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ «А-СТУДИО»

– Самое важное было собраться вместе. Это было еще у Розы Рымбаевой в рамках проекта «Арай» в 83-м году. То есть, получается, мы вместе уже не 25 лет, а все 30. Мы, видимо, как девушка, уменьшили себе возраст. Однажды мы без Розы поехали на конкурс артистов эстрады, где стали лауреатами, поделили второе место с группой «Автограф». В жюри тогда были Лариса Долина, Анатолий Кролл. Этот успех дал нам понять, что мы готовы к самостоятельной деятельности. Через несколько лет, в 1987-м, мы сообщили Розе, что отправляемся в сольное плавание. Мы стали избавляться от инструментальной музыки, начали делать вокальные композиции и назвались «Алма-Ата».

Два года мы проработали в Казахстане, пока не встретили на гастролях Филиппа Киркорова, которому дали послушать песню «Джулия». Так про нас узнала Алла Пугачева, которая в 89-м году пригласила нас работать к себе в театр. Именно с этого момента мы начали называться «А-Студио».?Потом от нас ушел Батыр, который решил заняться сольной карьерой, и мы приняли в состав Полину Гриффис. Мы специально решили взять в состав девушку, потому что знали, что нас будут сравнивать с Батыром, а нам этого не хотелось. Кроме того, Полина очень хорошо знала танцевальную культуру, она жила в Нью-Йорке, и это помогло нашей музыке перейти от романтической лирики к зажигательным дэнс-ритмам.?Ну а приход в группу Кэти помог нам вернуться к нашим корням, к рок-музыке, которой мы увлекались до того, как начали заниматься фанком и джазом. Благодаря ее мощному голосу я понял, что могу сделать более жесткий гитарный саунд.

ТЯЖЕЛО ЛИ ПРОДЮСИРОВАТЬ СВОИ ПЛАСТИНКИ?

– Полностью нам все-таки не удается абстрагироваться. Во время работы над треком он начинает приедаться, ты просто его слишком хорошо знаешь. У нас есть свой метод избавления от этого ощущения. Мы его придумали с Еркешем Шакеевым, автором, написавшим для нас массу треков. Однажды, когда только попали в театр к Пугачевой, мы писали новые песни – «Белая река» и «Сезон дождей». Секрет был в том, что мы писали эти песни одновременно, переключаясь с одной на другую. Такой подход не дает нам слишком сильно увязнуть в одной композиции.

О ВЫСКАЗЫВАНИИ АНДРЕЯ РАЗИНА, ЧТО ТВОРЧЕСТВО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, А НА ПЕРВОМ МЕСТЕ СТОИТ ЛЕГЕНДА АРТИСТА

– Позволю себе не согласиться с таким легендарным продюсером. Я думаю, что если бы у «Ласкового мая» не было харизматичного исполнителя и музыки, которая абсолютно попала в струю, полностью соответствовала духу времени, то тогда никакая история не помогла бы. Для продвижения важна в первую очередь достойная песня и хороший продакшн. Никакие разговоры про татуировки или любовные дела в модных журналах тебе не принесут успеха, если нет качественных треков.

ПРОДОЛЖАЮТ ЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ «ФАЛЬШИВЫЕ ЗВЕЗДЫ»?

– К сожалению, продолжают. В этом роковую роль сыграло появление новых технологий. Они, с одной стороны, дали много возможностей талантливым музыкантам, но еще больше возможностей получили бездари, которые, сидя на кухне за лэптопом, могут что-то записать, а потом легко это подрезать, подклеить и подправить, тем самым обманув людей.

Другое дело, что, выйдя на сцену, такие артисты ничего не смогут сделать. А ведь сейчас появляется тенденция, согласно которой все артисты стремятся к живому звуку. Посмотрите на проект «Голос», там все было только вживую, даже оркестр был. Я знаю, что и премия «Муз-ТВ» сейчас будет полностью живой. И это правильно, ведь никто никогда не заменит энергетику живого исполнителя. Раньше ведь как было: призвания добивались только музыканты от Бога, которым это действительно было нужно. Запись на студии стоила гигантских, неподъемных денег. Сейчас же достаточно скачать на компьютер пиратские программы и музицировать дома. Слишком много появляется сорняков и мусора.

МОЖНО ЛИ ФИЛЬТРОВАТЬ ЭТОТ ПОТОК?

– Ну, это палка о двух концах. Раньше были худсоветы. Cидела кучка людей и решала, можно ли исполнять эту песню или нет. Мы сами через это проходили, и нас не принимали. Наши друзья из группы «Круиз», Стас Намин – все они проходили через страшные испытания худсоветом.?Сейчас этого нет. Зато вся эта ассенизаторская труба направлена напрямую в Интернет. Дети слушают ненормативную лексику. Задача теле – и радиокомпаний сейчас как раз в том, чтобы не допустить этого хотя бы на своих ресурсах. Но опять же встает проблема – что за люди будут это контролировать: у них должно быть безупречное чувство вкуса и стиля. Это должна быть не партия, не госдума, а специальный авторитетный худсовет из хороших музыкантов, а их у нас много.

ПОЧЕМУ МАССМЕДИА С ЗАВИДНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ УХОДЯТ В МУЗЫКУ ПРОШЛОГО, НЕ ЗАМЕЧАЯ НОВЫХ ИМЕН?

– Думаю, поиск коммерческой выгоды, в том числе личной, здесь, конечно, присутствует. Радио – и телеканалы должны быть от этого освобождены. Однако я считаю, что все равно все сорняки отпадут, а в истории останется только настоящее. До сих пор же живут песни Юрия Антонова, несмотря на то, ставят их или нет.

О КОНТРАКТАХ

– Мы заключаем контракты с компаниями только на выпуск конкретного альбома, постоянных соглашений не имеем. Прежде всего нам важно, чтобы лейбл помогал нам с продвижением пластинки. На Западе, например, сейчас главная задача звукозаписывающих компаний именно в этом. Там артисты не встречаются с программными директорами, а нам все приходится делать самим.?Но, если честно, сейчас мы пишем новый альбом и даже пока не подозреваем, с кем и когда будем его выпускать. Мы вообще пришли к мнению, что не нужно часто выпускать пластинки. Достаточно раза два в год выпускать хорошие синглы. А диски больше нужны для презентаций, для того, чтобы был повод написать о группе, чтобы было что подарить. Продажи все равно сейчас находятся на очень низком уровне. Не знаю, правда, что там с iTunes получится. Насколько я знаю, у Земфиры там сейчас очень неплохие показатели.

ЧТО ПРИНОСИТ НАИБОЛЬШУЮ ВЫГОДУ?

– Сейчас это в основном концертная деятельность. Самая приятная, но менее рентабельная часть – это кассовые концерты. Мы очень дорожим подобными выступлениями перед обычной публикой. Это все-таки ценнее, чем выход на закрытых мероприятиях и вечеринках, которые устраивают олигархи. Только на концерте по билетам ты получаешь моральное и творческое удовлетворение. Потому что туда приходят только твои фанаты. Но денег это приносит совсем не так много, как корпоративы.

О КОНЦЕРТНОМ РЫНКЕ В РОССИИ

– У нас много артистов пытаются сделать шоу, но такого уровня, как на Западе, пока достичь никому не удается. Все-таки наша концертная индустрия совсем не так сильно развита. Но я должен сказать, что излишнее шоу иногда только отвлекает от концерта, поэтому многие музыканты продолжают выступать без дополнительных украшений. Я вот был на концерте Бритни Спирс. Там все прекрасно, очень красочно, но впечатление было таким, будто ее звукачи купили диск на вокзале и просто включили его. Не было ощущения, что музыка рождается именно в этот момент на сцене.?Вот поэтому многие рок-группы не пользуются всякими LED-экранами, а просто играют. Вы посмотрите на концерт Led Zeppelin! Я хоть и не фанат, но сидел ошарашенный после того, как увидел их последнее выступление. Наши, конечно, так не играют, хотя есть талантливые ребята.

О ЖЕЛАНИИ ПРОДЮСИРОВАТЬ МОЛОДЫХ АРТИСТОВ

– Желание есть, но времени вообще не хватает. Я в позапрошлом году был продюсером «Фабрики звезд». Мы собрали там группу The Jigits, повезли ее в Юрмалу, они там отлично выступили, заняли четвертое место. У меня сейчас руки чешутся, хочется им что-то сделать, но очень тяжело. Во-первых, они находятся в Алма-Ате, во-вторых, очень много времени уходит на «А-Студио».

О КАЗАХСТАНСКОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ

– Из азиатских стран бывшего Союза именно Казахстан наиболее развитое государство. Это, конечно, не может не сказываться и на нашей индустрии. Именно поэтому там есть возможность приглашать музыкантов, устраивать хорошие концерты. Есть какое-то количество богатых людей, вкладывающих свои средства в привозы артистов. Поэтому русские исполнители туда охотно приезжают. Но речи о каком-то структурно оформившемся рынке не идет. Дело только в том, что есть люди, охотно спонсирующие шоу-бизнес.

(«Русский продюсер», июнь 2013)


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»