Акционизм совриска

Бытие в Facebook’е убеждает в том, что люди, вроде бы умеющие читать, чтобы не сказать книжные, сплошь и рядом не понимают написанного. Минуя все смыслы, они опознают в вашем тексте не то, что там сказано, а то, что вы должны, по их мнению, сказать. Люди же более простодушные смотрят в книгу, а видят фигу. Поэтому даже нехитрый словесный скарб лучше сразу снести на помойку: оппозиции отменить, интонации забыть, изъясняться впредь одними императивами. Тогда есть шанс, что вас все-таки поймут. «Смерть немецко-фашистским захватчикам!» – этот мессидж не истолкуют превратно. Но, уже сказав «я нежно люблю папу и маму», вы рискуете вызвать волну праведного негодования и узнать, что вы порочный и девиантный тип, публично х…есосящий родителей.

Поэтому по следам последних дискуссий надобно сделать несколько прямых заявлений.

Я считаю, что акционизм современного искусства (совриска), основанный на провокации, есть несомненное зло. И чем художественнее акция, тем она вредоноснее.

Панк-молебен Pussy Riot спасает именно то, что он мало высокохудожественен. Это политический антипутинский плакат, имеют право. Если б его развернули не внутри, а снаружи храма, было бы, конечно, безупречнее, но и в таком виде кощунства нет. Кощунство – вещь глубинная. Оно залегает на третьем, пятом и двадцать седьмом дне, которых в акции «Богородица, Путина прогони!» не содержится. Там нет ни единого дна, все плоско и на поверхности.

Величие акции определяется не столько тем, что она показывает, сколько тем, что случается в результате, скажут мне – пусть так, но невиданные ранее общественные разломы, залежи и пласты обнаружил не панк-молебен, а посадка Pussy Riot. Если бы Пусек сразу после акции оштрафовали и отпустили с Богом, залежи остались бы на своем месте, невиданные разломы – не увиденными. Панк-молебен уже заполонил сеть, а ведущие деятели совриска еще не догадывались, что он проходит по их ведомству: власть открыла им на это глаза. Акцию сделала посадка и все иезуитские обстоятельства, ей сопутствующие. Повторюсь, премию Кандинского и другие грядущие награды заслужила власть, она лауреатка, ей все цветы и аплодисменты.

Совсем другое дело Фемен с их последней акцией по спиливанию креста, установленного в память жертв репрессий на том месте в Киеве, где некогда стоял НКВД и массово расстреливали людей. Это не Пуськи, здесь вам не тут, это настоящее преступление и настоящий совриск. Метафора наглядна и уходит на глубину тысячелетия. Полуголая Феменша, как богиня Берегиня, вылезшая из воды, карабкается на самый верх и валит над Киевом крест, топча заодно могилы: ведьминская Лысая гора вырастает сама собой, без суфлирующих бумажек кураторов. Они не требуются. Массовый крестоповал последних дней, случившийся в России, – несомненный отклик на силу украинского искусства.

Но это, конечно, не предел. Совриск знает метафоры более глубокие и преступления более масштабные. 11 сентября как Крушение Вавилонской башни и Беслан как Избиение младенцев – пока непревзойденные шедевры акционизма.

Все это писалось не для циничного вычленения метафор, как решат наивные читатели, и даже не для глума, как сочтут искушенные. А чтобы показать связь между эстетикой акции и преступлением.

И, подражая Антону Долину, поставлю:

Dixi.


Надежда Толоконникова

и отец ее ребенка

Петр Верзилов

получили канадские паспорта в мае 2011 года.

Утверждения девушек, что они не знали, что на амвоне можно стоять только священнослужителям, сомнительны: одна из них, Мария Алехина, до января 2011 года служила волонтером в православном молодежном движении «Даниловцы».

После заявлений Стинга и Пола Маккартни в поддержку активисток Pussy Riot, западные журналисты вспомнили, что Чарли Гилмор – сын лидера Pink Floyd, культовой команды Дэвида Гилмора, получил в декабре 2010 года за участие в студенческой акции протеста такой же срок, как Надежда Толоконникова и ее подруги из Pussy Riot: он раскачивался на флаге, который висел на памятнике погибших воинов Первой и Второй мировых войн. В мае прошлого года студент раскаялся в надругательстве над национальным флагом, после чего был отпущен под залог.

По утверждению идеолога арт-группы «Война» Алексея Плуцер-Сарно, Толоконникову и ее спутника Петра Верзилова выгнали из проекта в декабре 2009 года после того, как они украли из квартиры своих товарищей личные вещи, наличные, кредитки, ноутбук, смартфон, книги, «объяснив остальным, что все изъяли менты».

Надежда Толоконникова родила через четыре дня… после группового секса в музее и таскала новорожденную по ночным клубам, а в возрасте 11 недель ребенок получил линейный перелом теменной кости… свалившись с компьютерного столика.


Александр Тимофеевский


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Акустический концерт Градского
Коротко
Фальшивые детки и главное правило 
«Пианобой» не только порхает
Разное
Начал вещание телеканал «Москва. Доверие»
DVD-обзор
Да, «Блестящая» Ковальчук поёт
Это все о нем
Софи Лорен Vs Джейн Мэнсфилд
И настанет царство истины?


««« »»»