Две недели Сочи был столицей Открытого Российского и Международного кинофестивалей. Хронику событий “Кинотавра-94”, отчеты о пресс-конференциях с актерами и режиссерами, просмотры конкурсных фильмов и пересказ их содержания, критические замечания и выводы – все это оставляем для других газет, специальных изданий. Мы же публикуем впечатления человека, который вдруг окунулся в праздничное море киноискусства.
МАСТОДОНТЫ ИДУТ!
Каменистый путь к Зимнему театру в Сочи, где состоялось открытие кинофестиваля, был устлан ковровой дорожкой красного цвета. По ней и шли сквозь людской коридор актеры, режиссеры, участники и гости “Кинотавра-94”. И когда под аплодисменты ликующей толпы вышли такие артисты, как Евгений Матвеев, Олег Табаков, Михаил Глузский, Всеволод Ларионов, Нонна Мордюкова, Зинаида Кириенко, ведущий Игорь Верник прокричал в микрофон: “Идут мастодонты отечественного кино!” Имея в виду, конечно, творческую значимость и величину таланта этих актеров, а не их рост, вес и т.п.
Кстати сказать, при близком рассмотрении звезды кино оказались гораздо мельче (в физическом измерении), чем всегда представлялось. Я не говорю о женщинах – им как бы сам Бог велел быть миниатюрными. Моя бабушка говорила, что женщина должна быть такой – по размеру и весу, – чтобы мужчина мог поднять ее на руки. Но и мужчины-кинозвезды не все ростом с игроков команды “Чикаго-булз” и не с плечами Шварценеггера, а совсем обыкновенные люди. И это приятно. Это сближает небесные светила с нами, земными (но не приземленными) представителями человечества.
ОЛЕГ ПОНРАВИЛСЯ АННИ
В один из дней работы кинофестиваля состоялась пресс-конференция с Анни Жирардо. (Кстати, она была единственной, кого зал на церемонии открытия приветствовал стоя.) Мадам Жирардо рассказала о своих новых работах в кино, ответила на многочисленные вопросы журналистов и призналась в том, что большой интерес у нее вызвал Олег Янковский. Наконец-то она увидела его, до этого лишь много слышала об актере.
– И какое впечатление он произвел на вас? – спросил кто-то из представителей прессы.
– Он мне понравился, – ответила звезда первой величины.
Мы и не сомневались. Интересно только, чем это грозит Олегу Ивановичу?
ИНДЕЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ… ПОД МОСКВОЙ
Недалеко от нашей столицы выросла индейская деревня. Правда, не настоящая – кинематографическая. Построил ее для съемок своего фильма “Джонатан-Медведь” итальянский актер Франко Неро. Он и режиссер, и исполнитель главной роли. Сыграть старейшину племени и его приближенных пригласили американских актеров, которые на этом собаку съели. А вот индейцев в массе попросили изобразить работников посольства и постпредства Монголии в России. Что вы думаете, дипломаты согласились. И получилось, говорят, неплохо.
В жизни все пригодится…
“ТАМ” ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ “ЗДЕСЬ”
Всеволод Шиловский представил на кинофестивале фильм “Приговор”. Отметим, кстати, что фестиваль изобиловал картинами, названия которых вызывают тоску и беспокойство: “Урод”, “Бездна (Круг седьмой)”, “Я виноват”, “Предательство”. Время, что ли, такое, безрадостное?
Но дело в другом. Картина снята Шиловским целиком в США. Эдакий американский детектив с российскими актерами Леонидом Куравлевым, Вероникой Изотовой, Владимиром Стекловым.
– Оказалось, – как сказал режиссер и исполнитель главной роли, – русским можно снимать в Америке гораздо дешевле, чем у себя на родине.
Впрочем, и американцам в России съемки тоже обходятся сравнительно дешево. И те, и другие убивают двух зайцев: и за границу ездят, и фильмы заодно снимают. Чем плохо?
КАК КОРШУН В НЕБЕ
Именно так ведет себя на футбольном поле Франко Неро, звезда немалой величины на кинонебосклоне. Выступая на пресс-конференции, актер сказал, что летит он к воротам противника, как на крыльях. И почти всегда забивает гол.
Уже тридцать лет великий актер играет в футбол в кинематографической сборной своей страны, напоминающей нашу команду “Старко”. Куда идут деньги от матчей с российскими звездами эстрады, не могу сказать, а вот коллеги Неро отдают вырученные лиры в сиротские приюты. На наш взгляд, очень благородно поступают звезды итальянского кино.
КИНОТАВР РОДИЛ СЕКС-СИМВОЛ
Хотим поздравить женщин-соотечественниц: фестиваль “Кинотавр-94” явил миру секс-символ мужского (наконец-то!) пола – Владимира Машкова. Увидеть актера можно в фильмах “Подмосковные вечера” и “Лимита”. Он обращает на себя внимание сразу. Партию игры с женщиной на экране ведет уверенно, со знанием дела. Актриса Светлана Тома (помните “Табор уходит в небо”?), хоть уже и бабушка, призналась, что энергия Володи, обнимающего героиню в кинофильме, передается в зрительный зал, волнует.
Такого давно уже не было. Хотя, конечно, кино – это одно, а жизнь совсем другое. Она бывает так крута и требовательна, что ни один символ не справится… Ну да ладно. Владимир – начинающий секс-символ, как окрестил актера его учитель Олег Табаков. Так что все впереди. Посмотрим на него в развитии, а начало в творческом смысле хорошее. Недаром приз за лучшую мужскую роль жюри кинофестиваля поделило между Игорем Скляром (фильм “Год Собаки”) и Владимиром Машковым (фильм “Лимита”).
В субтропическом климате города-курорта хорошо себя чувствуют и флора, и фауна. “Кинотавр” просуществовал уже пять лет. Пусть этот симпатичный зверь растет и развивается, мужает и набирает силу и дальше на радость профессионалам-кинематографистам и зрителям, которые любят кино.
Наталья МАКСИМОВА,
наш специальный корреспондент.
(Москва – Сочи – Москва).