«Она»: Страхозамещение

Она

Каннское эхо, столь ласкающее уши любого ценителя творчества данного режиссера, фразы «Пол Верховен вернулся» наконец добралось до нас с возможностью собственнолично убедиться в правдивости и причинности выражения. Автор «Основного инстинкта» решил снимать свой новый фильм исключительно во Франции и на французском языке, пригласив на главную роль великолепную Изабель Юппер. Причем такое приглашение не просто напомнит некоторым, почему Юппер великолепна, оно раз и навсегда обрамит актрису величием. 

Всё, что мы видим – чёрный экран. Всё, что мы слышим – пронзительные женские крики, смешивающиеся с жалостными стонами. Мгновение спустя мы становимся свидетелями изнасилования уже немолодой успешной женщины грубым мужчиной в чёрной лыжной маске. Сделав своё гнусное дело, насильник покидает дом, оставляя беззащитную Мишель Леблан избитой и в крови лежать на полу. Но состоятельная парижанка не спешит звонить в полицию или рассказывать о случившемся своему единственному сыну, у которого своя жизнь. Она всё также продолжает ходить на работу, в собственную компанию по разработке компьютерных игр. Решается поделиться трагедией она лишь со своим бывшим мужем, лучшей подругой и её мужем (с которым Мишель уже как полгода спит). Героиня отбрасывает страх и слабость в сторону, покупая перцовый баллончик и топорик. Она машинально пытается представить, кто из её знакомых мужчин может оказаться тем самым насильником. Мишель хочет отыскать того, кто сделал с ней это. Однако месть – далеко не конечная её цель.

Пол Верховен снял в первую очередь психологическое кино, а потом уже можно называть его триллером или драмой. Безусловно, поведение героини после изнасилования нельзя определить как типичное для жертв подобного преступления. Верховен рисует портрет сильной женщины, у которой страх замещён желанием узнать, кто её изнасиловал. Более того, такие вероятные последствия как депрессия, плохое настроение, перетекающее в плохое самочувствие, и отчаяние замещаются классической защитной реакцией психики – сарказмом. Мишель шутит, подкалывает и иронизирует независимо от событий, которые она пережила. Также, что уже больше заслуга режиссера, сарказмом пропитаны абсолютно все второстепенные герои, каждый из которых своеобразно связан с Мишель. В этом плане, центральной сценой у Верховена становится рождественский ужин в доме главной героини. Здесь за праздничным столом собрались живые олицетворения анекдотов: девяностолетняя мама Мишель со своим любовником – мужчиной по вызову, годящимся ей в правнуки; единственный сын (белый) с психопаткой женой (тоже белой), родившей ему чернокожего ребёнка, что муж отказывается замечать; молодожены-соседи из дома напротив, примерные христиане, будто бы являющиеся прямыми потомками Адама и Евы; лучшая подруга и её муж, который пытается заигрывать с несколькими женщинами сразу. Такой тайной вечери вы еще не видели. 

Бесспорно, в истории Мишель огромную роль играет её психологическая связь с отцом – убийцей, который одним обычным днём неожиданно перебил огромное количество невинных людей (и животных). Его мотивы непоняты общественностью до сих пор и, возможно, дочь, путём поиска своего насильника, хочет узнать, что тогда сподвигло её отца на преступление. Как бы героиня не пыталась отмахиваться от него, всё идёт от родителей – и её непоколебимое спокойствие, и её нездоровая одержимость. 

Верховен уже не в первый раз поднимает тему сексуальности, её психологических предпосылок и последствий. Вспомнить хотя бы тот же «Основной инстинкт» или «Шоугёрлз», режиссер снова ставит знак равенства между женской самоуверенностью и скрытой сексуальностью. Оставаться в свои 63 года сексуальной – задача не из лёгких, но для Юппер, благодаря её великолепной игре и элегантной съемке Верховена, аксиома превращается в теорему, которую Изабель с еле заметной улыбкой опровергает. За её героиней попросту интересно наблюдать, даже в малозначительных сценах, вроде диалогов со знакомыми. Например, в разговоре с бывшим мужем Мишель всегда холодна, рассудительна, всем своим видом демонстрируя, что это он проиграл от развода, а не она. А если взглянуть на героиню в разговоре с её молодым, сильным и мускулистым соседом, на которого она положила глаз, то нельзя не заметить с каким кокетством Юппер кивает головой после каждой фразы и многозначительно закатывает глаза, когда их взгляды пересекаются. 

У Пола Верховена получилась местами сексуальная, местами фриковатая психологическая драма, ломающая все шаблоны феминистического кино. Вооружившись великолепной актёрской игрой Изабель Юппер, неожиданным сарказмом и глубоким психоанализом поступков, их причин и последствий, Верховен возвращается в авторское кино со своей лучшей работой в XXI веке, а, может быть, и во всей карьере. 

Она (Elle)

«Она»  Постер

Год: 2016

Жанр: триллер, драма

Страна: Франция, Германия, Бельгия

Режиссер: Пол Верховен

Сценарий: Дэвид Бирк, Харольд П. Мэннинг, Филипп Джиан

Продюсер: Саид Бен Саид, Мишель Меркт, Себастьен Деллуа

Оператор: Стефан Фонтен

Композитор: Энн Дадли

Художник: Лоран Отт, Натали Рауль

В ролях: Изабель Юппер, Лоран Лафитт, Анн Косиньи, Шарль Берлинг, Виржини Эфира, Жюдит Магр, Кристиан Беркель, Йонас Блоке, Алис Исааз, Вимала Понс

Мировая премьера: 21 мая 2016

Премьера в РФ: 22 сентября 2016, «Cinema Prestige»

Продолжительность: 130 мин. / 02:10


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»