Девятилетний Луи Дракс летит с крутого обрыва прямиком в воду навстречу каменистым скалам. Но пока он не достиг воды, закадровый голос мальчика пытается рассказать, как собственно всё это произошло. «Я невезучий по жизни и притягиваю к себе различного рода несчастные случаи», – заявляет юный Луи, вспоминая, как в младенчестве на него упала люстра или чуть позже он засунул вилку в розетку (хотя случайность этого действия крайне сомнительна). Падение с обрыва, выражаясь его словами, это венец всех его неудач в жизни. Как бы иронично ни прозвучало, но это кино вполне можно назвать и венцом неудач самого режиссера, француза Александра Ажа, решившего поэкспериментировать с жанрами, но в итоге потерявшего контроль над каждым из них.
Завязка заключается в том, что Луи упал, и как следствие, впал в кому. Интрига фильма – кто же виноват, что мальчик упал? Все улики (а в основном это догадки матери) указывают на отца Питера, который исчез сразу после инцидента. Отца, к слову, играет Аарон Пол, самая приятная актёрская работа за фильм, но и то, сокращенная до 15-20 минут экранного времени. По сути, подозревать отца мы должны лишь потому, что так предположила детектив со слов матери, кроме его исчезновения нам улик не предлагают, а на всех флэшбеках с Луи отец показан уж таким прямо лапочкой, и с какого перепуга мы должны вдруг поверить в то, что он скинул своего любимого сына с обрыва – абсолютно не ясно. Судя по началу, зрителей ожидал весьма неплохой детектив с пошаговым расследованием, с множеством ниточек, ведущим к неожиданному злодею в конце, но та самая женщина-детектив появилась сразу после инцидента на секунд сорок, дав понять, что расследования не будет. А потом еще и режиссер окончательно добивает жанр, решив показать линейно день за днём, сцену за сценой, как всё произошло, не спеша подводя нас к как бы неожиданному финалу, который Ажа своей неприкрытой прямолинейностью проспойлерил еще в самом начале.
Луи Дракс, честно говоря, не лучший персонаж, которому хочется симпатизировать. Хамоватая натура и внешность подростка-эмо (дико раздражающая чёлка на пол-лица и узкие джинсы в облипочку) рисуют не самый миловидный портрет восьмилетнего мальчика (за весь фильм так и не понятно, когда именно ему исполнилось девять, но к психиатру он ходит восьмилетним, а с обрыва подает уже девятилетним). И позиция режиссера крайне непонятна. То ли он хочет показать зрителям Луи чрезвычайно умным и одарённым ребёнком для своих лет, то ли умственно-отсталым социопатом. Только что Луи рассуждал о методах гипноза со своим психиатром, а теперь рисует большие груди и улыбается. То он рассуждает о принципах идеальной работы и положения в обществе, то лезет вилкой в розетку (что формально является воспоминанием), рассказывает семейную тайну, которую пообещал хранить, а потом «почему родители кричат друг на друга?», говорит про важность брачных уз и искренней любви, а затем кладёт экскременты хомяка в конверт и отправляет его своему психиатру «жирному» Пересу, как он его называет. Я еще молчу про кучу нелепых, сказанных невпопад шуточек во время своего рассказа, Ажа превратил парня чуть ли не в юного стэндапера, который шутит про Гитлера, Гарри Поттера и Эмму Уотсон. Однако в него не кидают помидоры лишь из-за того, что он еще ребёнок. Неудивительно, что режиссер, капитулировав в комедийном жанре к середине фильма, капитально забывает про мальчика в коме, начав мучить следующий жанр – любовную историю между горюющей матерью Натали и пустоголовым знаменитым психологом Алланом Паскалем.
Натали играет засветившаяся в начале года в мини-сериале «11.22.63» с Джеймсом Франко Сара Гадон, а Паскаля заложник одного образа Джейми Дорнан из «50 оттенков». Он является неким специалистом по коматозному состоянию пациентов (настолько умный, что написал мировой бестселлер и научный трактат; настолько тупой, что клеится к матери-одиночке на публичной вечеринке на глазах у жены). Из официального синопсиса: «…Но чем глубже он погружается в подсознание ребёнка, тем сильнее размываются границы между мистикой и реальностью…». Единственное, во что он хочет погрузиться – это Натали, мать ребёнка. Знаете, можно было бы оскорбить какую-нибудь слащавую мелодраму фразой «любовная история тут настолько плоха, будто бы её снял режиссер фильмов ужасов», но в случае с «Луи Драксом» дела обстоят именно так. Причем в какой-то момент уже самому Луи, находящемуся в коме, становится настолько обидно, что про него забыли, что он даже пробуждается на несколько минут и что-то неразборчиво бормочет.
Никакого исследования психики ребёнка у Александра Ажа не получилось, наоборот режиссер хорроров «У холмов есть глаза», «Зеркала», «Пираньи 3D» прикрыл все свои неудачные попытки выйти на глубину своим излюбленном жанром. Ужасы, вы скажете, это же его стезя, может, он и не достиг ничего запоминающегося в жанре, но опыт-то есть. Не тут-то было. Ажа начинает запугивание со сцен из «Болотной твари» 1981 года, представив своего монстра, оставляющего длинный морской след. Однако уже скоро из какого-то саспенса фильм превращается в «Там, где живут чудовища» с милыми разговорами о жизни маленького мальчика с монстром. А в конце еще и вырисовывается неожиданный посыл фильма – кома, ребята, это же здорово! Школа отстой, домашка отстой, непонимание окружающих отстой, психиатры, пытающиеся помочь, отстой, а в коме здорово – тут можно плавать по бескрайним океанам, вечно общаться с тем, кто тебя понимает, можно делать всё, что хочешь и когда хочешь. Впал в кому – нет проблем.
«Девятая жизнь Луи Дракса» становятся всё хуже с каждой минутой, с каждой новой сценой. Слегка пнув каждый жанр, Ажа приходит к финишу ни с чем: комедия, драма, триллер, ужасы, любовная история, детектив – всё это растерялось на полпути, превратив кино в безликую субстанцию с предсказуемой концовкой. Словно дешёвая уличная труппа, пытающаяся сыграть одновременно сразу на всех инструментах, показывающая чересчур халтурную сценку. Таким не только не хочется бросить завалявшийся дореволюционный рубль, их пытаешься побыстрее миновать, чтобы не видеть и не слышать эти потуги.
Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax)
Год: 2016
Жанр: триллер, детектив
Страна: Великобритания, Канада, США
Режиссер: Александр Ажа
Сценарий: Макс Мингелла, Liz Jensen
Продюсер: Александр Ажа, Тим Брикнелл, Макс Мингелла
Оператор: Максим Александр
Композитор: Патрик Уотсон
Художник: Рэйчел О’Тул, Найджел Эванс, Карла Хетленд
Монтаж: Бакстер
В ролях: Джейми Дорнан, Эйден Лонгуорт, Сара Гадон, Майкл Адамуэйт, Аарон Пол, Beckham Skodje, Adam Abrams, Молли Паркер, Терри Чен, Рэнди Линн
Мировая премьера: 2 сентября 2016
Премьера в РФ: 1 сентября 2016, «Парадиз»
Продолжительность: 108 мин. / 01:48
С тем, что “Ажа приходит к финишу ни с чем: комедия, драма, триллер, ужасы, любовная история, детектив – всё это растерялось на полпути”, согласен. Однако меня сандтрек заставил фильм до конца посмотреть.