«Тряпичный союз»: Делайте бомбы, а не секс ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Трагикомедия Михаила Местецкого «Тряпичный союз» вышла в российский прокат 3 марта 2016 года.Режиссер: Михаил Местецкий. В ролях: Иван Янковский, Александр Паль, Василий Буткевич и другие.

Пай-мальчик Ваня настолько одинок, что всерьез подумывает о воскрешении мертвых. А что, ведь собранные за одним столом Курт Кобейн, Джон Леннон, Фредди Меркьюри и Элвис Пресли могли бы стать неплохой компанией для него! Рекламируя возле метро надгробья, Иван знакомится с тремя странными парнями, уделяющими одинаково пристальное внимание своему интеллектуальному и физическому развитию. Новые друзья остро нуждаются в деньгах, поэтому предпочитают сдавать квартиру своего предводителя Петра, а сами селятся на даче у безотказного Вани.

На лоне природы среди живописных полей и галлюциногенных синих жуков зарождается тайная организация «Тряпичный союз». Члены ее действуют по принципу «Лебедь, Щука и Рак». Суровый Петр предпочитает аскезу в духе революционера Рахметова и готов подписаться под лозунгом «Делайте бомбы, а не секс». Субтильный Андрей как будущий архитектор сосредоточен на эстетической стороне бунта. Угловатый Попов продвигает в жизнь махновский идеал империи без централизованной власти. Дипломатичный Иван со своим русским космизмом пытается сгладить острые углы и примирить противоположности, но соседская девушка Саша усугубляет царящий в рядах бунтарей раздрай.

«Тряпичный союз» – забавный сюрреалистический кинотрибьют русскому авангарду начала прошлого века. Роспись стен в квартире Петра отсылает к обложкам поэтических сборников футуристов и «Окнам РОСТа». Флэшбэки в стиле театральных изысканий Велимира Хлебникова и пьес ОБЭРИУтов сочными мазками обрисовывают внутреннюю реальность героев и подчеркивают их подсознательное стремление к смерти. Оживающие картины роднят полнометражный дебют Михаила Местецкого с магическим реализмом недавней работы Александра Митты «Шагал-Малевич».

Обертка оказывается привлекательнее завернутой в нее конфеты. Нарочитая размытость целей и задач «Тряпичного союза» действует раздражающе. В период необъявленной войны государства против радикальных организаций с эстетическим уклоном хотелось бы более внятного высказывания на животрепещущую тему. Показанный на экране «Тряпичный союз» опасно балансирует между революционной политической партией а-ля НБП и современным акционизмом, но «конь» и «трепетная лань» наотрез отказываются идти в одной упряжке. Никакой преемственности здесь нет и быть не может. Если НБП породила множество ярких культурных явлений вроде прозы Захара Прилепина, стихов Алины Витухновской и провокационных песен «Запрещенных барабанщиков», то акционизм паразитирует на эпатаже, кощунственных выходках и членовредительстве, а значит творчески бесплоден.

Желание Михаила Местецкого и его соавторов усидеть на двух стульях вполне объяснимо, если они сознательно не вдавались в тонкости «эстетики бунта», а просто хотели снять умную молодежную комедию, наподобие «Американки» или «Кризиса среднего возраста». Но если имеет место попытка трансформировать энергию протеста в пустое зубоскальство, то становится понятно, почему мертвые герои фильма местами кажутся симпатичнее живых.

Денис СТУПНИКОВ.


.


Оставьте комментарий



«««
»»»