«Король и шут» уподобились фирме «Мелодия», поместив в буклете сопроводительный текст об истории создания диска. Не просто список благодарностей, а небольшой рассказ о том, как группе пришла идея записать в студии альбом живьем, как концертник.
Это сделано, чтобы энергетика не терялась, как происходит, когда партии пишутся по отдельности. В итоге натренировавшиеся на многочисленных гастролях музыканты собрались на «Добролете», повесили два микрофона и очень энергично, за два дня, записали очередную номерную пластинку «Короля и шута». Только вокал записывался позже, поскольку Андрей Князев не успел к моменту записи доделать все тексты. Мастеринг всего этого безобразия делал немецкий звукорежиссер Петер Крик.
– С уверенностью можно сказать, что наше новое творение максимально отражает то, что мы хотим, что умеем и чем мы на сегодняшний день являемся как группа, – так завершается «рекомендательное письмо».
Ну что ж: как показывает новое творение, «Король и шут» как группа на сегодняшний день является коллективом даже более профессиональным, чем требует их раздолбайский жанр. Продолжительные туры не прошли даром – музыканты играют слаженно, мощно, в общем, как надо. Но в соответствии с законом сохранения энергии, если в одном месте прибудет, то в другом убудет.
Компенсацией за приобретенное инструментальное мастерство стал переход на какой-то конвейерный метод производства песен. Вспомним старый «Король и шут». Может, играли они фигово и записывались кое-как, зато их композиции слушать было интересно: группа всегда обеспечивала слушателю возможность поржать над «черными» шутками или удивиться лихо закрученному сюжету очередной страшилки, а скрипка Маши Нефедовой местами разбавляла угрюмость строгих мужских гитар. Сейчас же сочинение поставлено на поток: «КиШ» делает ровно то, что от него ждут – с определенной периодичностью выпускает полтора десятка сказочных историй, далеко не таких любопытных, как в былые времена. Темы остались прежними, основанными на европейском фольклоре, и музыка звучит уверенно, плотно и жестко, но хуковых мелодий не слышно, а тексты не вызывают желания в них вдумываться или хотя бы внимательно следить за повествованием.
Впрочем, и повествования стало гораздо меньше, чем в начале пути: группа все очевиднее тяготеет к привычной куплетно-припевной песенной форме, в рамки которой сложно уместить связную историю. Что до музыки, то Князь и Горшок в основном используют некий универсальный мотив с небольшими вариациями. «Хардкор по-русски» начинается именно что как жесточайший хардкор, который вскоре разбавляется традиционным «кишовским» фолк-панком. Песня «Задира и солдат» содержит намеки на блатную музыку, в «Инквизиторе» в музыку добавлена крупица готики, а «Рыцарь», несмотря на тематику, смахивает на удалые анархические гимны группы «Монгол Шуудан».
Кроме того, «Король и шут» записал первую в своей истории героико-патриотическую композицию «Северный флот»: видимо, позавидовали Константину Кинчеву, который дружит с руководством ВМФ и гордится грамотами за вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи.
Алексей МАЖАЕВ.