«Раскоп»: Бенефис Кирилла Пирогова ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Драма «Раскоп» выйдет в широкий прокат 22 января 2015 года. Режиссер: Сергей Дахин. В ролях: Кирилл Пирогов, Олег Нирян, Екатерина Федулова и другие.

Земную жизнь пройдя до половины, несостоявшийся писатель Паша (Кирилл Пирогов) погряз в сомненьях и раздумьях. В голову все-время почему-то лезло одно и то же воспоминание из юности, когда родители уехали на лето в Болгарию, а он остался в большой старой квартире с дедом-маразматиком. Жажда хоть какой-то встряски заставила Пашу стать дармовым алкогольным курьером у эгоистичного друга юности Самородова (Никита Тюнин). А там подтянулся еще один компаньон — примерный семьянин Скляренко (Олег Нирян), которому тоже все опостылело.

Снедаемая жаждой новых приключений, троица решила отправиться в некое условное место под кодовым названием «Абонент недоступен». Для этого им понадобился нечистый на руку профессор археологии с говорящей фамилией Сорока, который имел на руках официальное разрешение на раскопки древних курганов. Каждый из участников путешествия преследовал свои цели. Сорока норовил поживиться за счет наивных компаньонов. Самородов рассчитывал избавиться от пристрастия к спиртному. Скляренко мечтал хоть раз изменить своей целлюлитной супруге. Паше же просто хотелось понять, как жить дальше.

«Раскоп» базируется на двух рассказах киевского прозаика Максима Курочкина – «Выключатель» и «Абрау Дюрсо». Крепкая литературная основа предопределила несколько старомодную повествовательность фильма. Живя в современном мегаполисе, герои, кажется, совершенно не подчиняются его бешеным ритмам. Даже когда дело доходит до острых углов, драматические события чаще всего остаются за кадром, и эта фигура умолчания срабатывает безотказно.

Умиротворенный закадровый голос настраивает на меланхолический рад, мелькающие в кадре фотографии известных деятелей середины ХХ века и обложка винила «Аквариума» «Равноденствие» плодят богатые  культурологические аллюзии, а упоминание о картинах футуриста Давида Бурлюка «Казак Мамай» и «Святослав» автоматически вписывают ленту Дахина в контекст самых светлых и наивных произведений русского авангарда.

Правда, сам режиссер при создании фильма ориентировался немного на другие первоисточники. По мнению Сергея Дахина, генезис его первой полнометражной картины следует искать в «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии и «Полетах во сне и наяву» Романа Балаяна. Микс юношеской восторженности и ощущения мировоззренческого тупика дает совершенно потрясающие результаты. В «Раскопе» ревизии подвергается само понятие «кризис среднего возраста», а пресловутое самокопание (отсюда, надо полагать, название фильма) неожиданно приводит к обретению настоящего сокровища…

Но главным украшением фильма, безусловно, является неподражаемый Кирилл Пирогов. Снявшись в 1995-м в данелиевском фильме «Орел и решка», он стал восприниматься как один из самых перспективных актеров нового поколения. Однако его путь к зрителю оказался более извилистым, чем можно было прогнозировать тогда. Роли компьютерного гения Ильи Сетевого в «Брате-2» и прилипчивого бандита в «Сестрах» принесли Пирогову настоящую известность, но, по большому счету, не добавили к его экранному образу ничего нового. По-настоящему раскрывшись в сериале «Дневник убийцы» (2002), Пирогов надолго исчез из поля зрения, появляясь лишь в небольших ролях. «Раскоп» (к которому Пирогов написал еще и музыку) показывает, каким мог стать бессребреник из «Орла и решки» 20 лет спустя.

Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»