«Обитель проклятых»: Рождество в сумасшедшем доме ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Обитель проклятых»Триллер «Обитель проклятых». Режиссер: Брэд Андерсон. Актеры: Кейт Бекинсейл, Джим Стёрджесс, Брендан Глисон, Майкл Кейн и другие.

Студентам психиатрического факультета рассказывают о нервных заболеваниях. На истерии степенный лектор останавливается наиболее подробно — и даже решает проиллюстрировать сказанное. В качестве «наглядного пособия» избирается красивая девушка, которая молит о помощи и клянется, что абсолютно здорова. Впечатлительные студенты раскисают, неумолимый доктор урезонивает пациентку и велит ввести следующего больного. Занавес, а, точнее, начальные титры…

Будущий психиатр Эдвард Ньюгейт (Джим Стерджесс) приезжает на практику в частную психиатрическую лечебницу, специализирующуюся на богатых пациентах. Суровый владелец клиники Чарльз Лэмб (Бен Кингсли) поначалу встречает гостя холодно, но постепенно оттаивает и начинает делиться с ним своими профессиональными достижениями. Суть прогрессивной методики Грейвза состоит в том, что он позволяет пациентам пребывать в иллюзиях и не применяет к ним никакого принуждения. Ньюгейт очарован, однако со временем выясняется, что хозяин психушки — вероломный узурпатор и опасный манипулятор, от которого следует немедленно спасаться бегством. Практикант медлит, поскольку влюбляется в одну из обитательниц клиники – Элизу Грейвз (Кейт Бекинсейл).

«Обитель проклятых» снята по мотивам малоизвестного рассказа Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Перро». В последние годы обращение к творчеству американского первопроходца жанра ужасов стало своего рода трендом — вспомним такие фильмы, как «Ворон» и «Между». Но авторы «Обители проклятых» все-таки застолбили эту тему раньше, так как первые сценарные разработки будущего триллера появились еще в конце 1990-х. Неудивительно, что за прошедшие годы исходный замысел трансформировался до неузнаваемости, а от новеллы осталась лишь упоминание о щадящей «системе поблажек» для психически больных.

До поры до времени «Обитель проклятых» старательно маскируется под святочную историю. Атмосфера соблюдена безупречно: канун Рождества, занесенный снегом особняк в горах, недружелюбные хозяева и напуганный гость. Показательно, что в сцене фантасмагорического праздничного обеда упоминается Диккенс — признанный мастер рождественских рассказов. Наконец, в фильме затронут нездоровый ажиотаж, связанный с мнимой сменой столетий, ведь кульминация картины приходится как раз на новогоднюю ночь.

Впрочем, от красивой сказки фильм бесконечно далек. Визионерский флер разрушается за счет обилия психиатрических подробностей. Особенно подробно создатели фильма останавливаются на симптомах и способах излечения истерии. Интрига здесь в том, что данный диагноз Зигмунд Фрейд профессионально исследовал только в начале ХХ века. События же фильма разворачиваются парой десятилетий раньше, когда истерию пытались искоренять варварскими методами: инъекциями четырех граммов героина и воздействием на эрогенные зоны пациентов.

Когда дело близится к развязке, «Обитель проклятых» превращается чуть ли не в политический манифест. Создатели ленты вызывают нас на полемику, что лучше — привычная тирания традиционалистов или же революция идеалистов, приводящая к еще большей крови. Пока зрители лихорадочно пытаются разрешить эту дилемму, на них обрушивается шокирующий финал, который молниеносно перечеркивает все сделанные ранее выводы. И за этот контрастный душ отдельное спасибо!

 Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»