Предельная власть над актом жизни

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

47 рониновНа экраны вышел фильм «47 ронинов». Он основан на эпической саге, ставшей одной из самых популярных в Японии. Оригинальный сюжет датируется началом XVIII века. По преданию 47 благородных самураев отправились в опаснейший поход, чтобы отомстить за смерть своего хозяина.

История передавалась из поколения в поколение, появлялись различные вариации и интерпретации. Однако ключевой лейтмотив остался неизменным – ронин (самурай феодального периода Японии (1185 – 1868), потерявший покровительство своего сюзерена, либо не сумевший уберечь своего господина от смерти), способен пожертвовать собой ради долга и чести.

Режиссер фильма Карл Ринш, очарованный легендой о самураях, снял невероятно красивую, глубокую и драматичную картину. Он сам подошел к созданию фильма как настоящий самурай, создав абсолютно идеальный кинематографический продукт. Фильм восхищает и поражает какой-то невероятной, ослепляющей красотой. Такое ощущение, что весь фильм сделан в традиционной японской технике «Маки» – золочение поверхности с последующим лакированием – когда слой за слоем на шкатулку наносился золотой порошок, который из золотой пыли безупречным мастерством художника превращался сначала в искусный рисунок, а потом в произведение искусства.

Исторический эпос с элементами фэнтэзи и боевика – «47 ронинов» – прекрасная книга о личности и пути самурая. Из фильма мы узнаем, что путь воина – это путь развития духа и тела, обретения мудрости, путь чести и славы, путь покорного обучения и врачевания, путь чая, поэзии и искусства, путь красоты и любви, путь джентльмена… Действие фильма происходит в Японии XVIII века в мире где царствуют жесткие законы и традиции, когда реальность соседствует с мифом. Япония того времени населена не только людьми, но и ведьмами, владеющими смертоносной магией, природными духами и мифическими тварями, демоническими монахами и драконами…

Я не хочу пересказывать сюжет фильма, замечу только, что Киану Ривз, который играет главную роль Кая, сироты и полукровки, уже традиционно предстает нам в роли избранного, готового пожертвовать своей жизнью ради попранной чести своего хозяина и восстановления справедливости. Фильм очень доступно рассказывает нам о пути воина и становлении его духа. Согласно японскому словарю Согакукан Кокуго Дйатен «Бушидо» (путь воина) – определяется как уникальная философия (ронри), которая была распространена среди класса воинов в период Муромати (Тусэй).

Режиссер черпал вдохновение не только в философии самураев, но и в творчестве таких мастеров разных времен, как мультипликатор Хаяо Миядзаки, как великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравер периода Эдо Кацусика Хокусай и японский художник-график Утагава Хиросигэ, поэтому каждый кадр можно сравнить с искусной японской гравюрой, весь фильм как будто пронизан их творчеством, и перед нами ожившая живопись.

А чего стоят костюмы к фильму! Было создано более 1000 образцов нижних кимоно – основы для всех костюмов. Система единого дизайна пронизывает весь фильм. Будь то всадник в доспехах или простолюдин – и тот, и другой одеты стильно, красочно и безупречно. В провинции Ако преобладают оттенки красного цвета, мир коварного Киры окрашен в пурпурный, а мир сёгуна выкрашен в царственный золотой цвет с легкой примесью бирюзы. О каждом персонаже можно рассказать по его костюму, оружию и элементам отделки. Поражает невероятное внимание художников по костюмам к деталям. Денди среди всех персонажей, конечно же, князь Киру – его костюмы сложные по дизайну, яркие и запоминающиеся по стилю и кройке, в них вшиты драгоценные камни и много вышивки. Восхищает наряд ведьмы, он делает из героини поистине удивительное существо – костюм меняет форму, как и его хозяйка и из классического кимоно периодически превращается в легкий воздушный шелк.

Самый яркий и запоминающийся эпизод в «47 ронинах» – это сцена сэппуку – японского ритуального самоубийства посредством вспарывания живота. Ничего более величественного и красивого я в своей жизни не видела, это апофеоз пути бусидо – где Смерть – высшая истина… Умереть во славу своего господина, во славу своего рода – это ещё не всё, важно умереть красиво! Это тщательно регламентированный ритуал, который нам великолепно демонстрируют герои фильма.

Самураи, одетые в белое кимоно, сидя перед мечом, предстают перед нами практически небожителями, презревшими смерть. И мы добавляем самую важную характеристику пути воина – это смерть. Путь воина начинается с осознания себя мёртвым, чтобы уже ничто не могло остановить его на Пути воина, и заканчивается смертью. С формальной точки зрения сэппуку связано с осознанием «потери лица» – собственного несоответствия ритуальным нормам. Но сам акт сэппуку связан не столько с искуплением вины, сколько с абсолютным очищением, возвращением в лоно нормы поведения. Ритуал сэппуку явился логическим завершением всего миросозерцания самураев и концом фильма.

Но такой драматический конец, с точки зрения европейцев, производит совершенно обратное впечатление. Лица самураев выражают полную отрешенность и красоту, они улыбаются, ведь добровольная смерть для них означает предельную власть над самим актом жизни. Они победили! Это самый невероятный жизнеутверждающий финал фильма.


Екатерина Попова-Гамаюн

Художник и журналист, закончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Член Московского Союза художников, Член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Член-корреспондент Международной академии Культуры и Искусства.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Жизнь после «Голоса»
Батумский рок с одесским звучанием
Анна Седокова и ее обнимашки
Бойтесь своих желаний – они сбываются
Коротко


««« »»»