Николай Иванович Молчанов – главный мичман, старшина команды рулевых сигнальщиков. О себе он рассказывает так:
– Родился 25 апреля 1944 г., в селе Мусиевка Никопольского района Днепропетровской области. В сентябре 1963 г. был призван на службу, сначала в г. Кронштадт, потом с наличием спортивного достижения меня направили в КУООП г. Ленинграда. Учился по специальности рулевой-сигнальщик, окончил учебный отряд с отличием, параллельно с учёбой занимался спортом.
В июле месяце 1964 г. меня из 180 выпускников отобрали на самую современную подводную лодку (ПЛ) того времени, которая строилась на Адмиралтейском заводе. И здесь начались изучения новой техники.
Мы, матросы, с большим желанием старались изучать специальность и устройство ПЛ. Для этого были все возможности. Это и НИИ им. Крылова, где проектировали и изготовили аппаратуру по моей специальности «Шпат» и «Турмалин». В дальнейшем на заводе им. Кулакова, который изготавливал эту аппаратуру.
Первое подводное плавание произошло у меня в ноябре 1964 г. при испытании ПЛ 36 на Балтике. В октябре 1965 г. меня с моим любимым учителем А.П. Корольчуком, главным боцманом, участником Великой Отечественной войны, направили в г. Северодвинск на ПЛ-3 «Ленинский комсомолец», где была установлена аппаратура «Шпат» и «Турмалин», и здесь я впервые побывал и вышел в море на атомной ПЛ. Потом был переход в Западную Лицу.
Но наступило время необходимости возвращаться в г. Ленинград на свою ПЛ, где продолжалось строительство ПЛ. И вот наступил момент, которого ждали и строители, и подводники, ПЛ вышла из цеха и коснулась невской воды, радость была у всех. Начались швартовые испытания, где полностью посменно принимал участие личный состав ПЛ.
Наступил июль 1967 г. Из дока ПЛ ушла в г. Северодвинск на ходовые испытания, которые проходили в Белом море более двух месяцев, и прошли успешно, благодаря отличной подготовке л/с ПЛ. В дальнем переходе к месту базирования Западная Лица, прибыли 19 декабря 1967 г. А уже 22 декабря меня отправили в море на ПЛ «К-3».
Впервые ПЛ вышла в море после аварии (сентябрь 1967 г., многих из погибших я лично знал). Наступил 1968 г., начались повседневные будни службы. У нашего командира (в то время кап. 2 ранга Чернова Е.Д.) очень большое желание было сдать испытание «один» с первого захода штабу дивизии. На этой ПЛ «К-38» я прослужил до сентября 1971 г., участвовал во всех боевых службах и учении «Океан» 1970 г.
В сентябре 1971 г. командиром ПЛ «К-38» становится кап. 2 ранга Мезенцев С.Д., с которым у меня были разногласия. Е.Д. Чернов назначен нач. штаба 3 дивизии. В это время командиром ПЛ К-306 становиться кап. 2ранга Храмцов В.М., который предлагает продолжить службу (в это время у меня закончилась подписка) на его корабле. Потом я убедился – экипаж был подобран на славу. Семь старшин команд были лучшими специалистами дивизии или флотилии. Служба на ПЛ «К-306» проходила до ухода на пенсию в январе 1982 г. За этот период мне удалось ещё выполнить более 10 боевых служб на своей ПЛ и др. (Две боевые службы подо льдами 21 и 29 суток.)
В феврале 1975 г. принимал участие в составе делегации от Северного флота во всеармейском совещании отличников БП и ПП в Москве. Сфотографирован у Знамени Победы.
Мастер военного дела. Один из первых на Северном флоте был награждён медалью «За отличие в воинской службе» первой и второй степени (1975 и 1978 гг.).
Хочу сказать, что служба на ПЛ «К-38» и ПЛ «К-306» с прекрасным людьми дала мне большую уверенность в себе по жизни. И уже находясь на пенсии, я занимался ответственной работой. Первая моя должность: инженер по режиму Механического института (Военмех), руководитель группы режима, начальник отдела режима, исполнял обязанности проректора по режиму института.
С 1994 г. работал в должности технического директора ЗАО «Петробалт» (начальником общего отдела КБ «Кросна-банк»). С февраля 2001 г. начальник информационного аналитического отдела в «Оргрэс-банк». С августа 2007 г. – руководитель общего отдела ЗАО «Ломоносовский грузовой терминал» по настоящее время.
Впервые опубликовано в журнале «Аврора»