ШКОЛА, БОГАТАЯ ТРАДИЦИЯМИ

Недавно прошел День учителя – наш общий праздник. Но жизнь состоит не только из праздников. А в будни нашим учителям приходится решать многочисленные и сложные вопросы. О том, чем живет сегодняшняя школа, мы решили поговорить с Татьяной Евгеньевной Хохловой, заместителем директора московской экспериментальной гимназии “Дорогомилово” (школа № 710), имеющей давнюю историю и богатые традиции. Татьяна Евгеньевна когда-то сама заканчивала эту школу и преподает в ней уже около 30 лет.

– Татьяна Евгеньевна, чем живет современная школа, и ваша гимназия в частности? Чем гимназия “Дорогомилово” отличается от других московских школ?

– Официальное название нашей школы – Экспериментальная гимназия “Дорогомилово” Российской академии образования. Нас курирует и проводит исследования на базе нашей школы Институт возрастной физиологии Российской академии образования. Ученые следят за тем, как система образования в нашей гимназии влияет на здоровье и общее развитие детей. Мы сами разрабатываем различные программы, методики, технологии и проводим по ним обучение. Основной задачей нашей гимназии является работа со способными и одаренными детьми.

Мы прекрасно понимаем, что каждый ребенок имеет те или иные способности, которые порой просто не развиты. Поэтому вот уже на протяжении десяти лет у нас работает дошкольное отделение гимназии, цель которого – повышение общего уровня развития ребенка. Дети приходят к нам в возрасте четырех лет, занятия для таких детей проводятся три раза в неделю, и мы стараемся подготовить их к восприятию школьной программы. Мы не ставим целью научить ребенка считать или читать, но всей системой занятий мы подводим его к тому, что к концу второго года обучения он какбы сам приобретает эти навыки.

В дошкольном отделении гимназии проводятся уроки по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, на которых мы стараемся активизировать творческое начало детей. Существует такой предмет, как логика с элементами математики. Основная наша задача – научить ребенка мыслить и уметь применять полученные знания в различных нестандартных ситуациях, развить память и внимание. Спортивные, музыкально-ритмические занятия направлены на развитие координации движений и чувства ритма у младших школьников. Большое внимание уделяется занятиям рисованием и штриховкой, которые помогают укрепить руку ребенка, что в дальнейшем поможет избежать трудностей при обучении письму. Этому же способствуют уроки по лепке. С самого начала обучения нашим ученикам преподают иностранный язык.

Благодаря дошкольному отделению гимназии в первом классе у детей не возникает такой проблемы, как адаптация. Дети, окончившие нашу дошкольную гимназию, приходят в школу, прекрасно зная, что такое класс, уроки, как вести себя в школе.

К тому же они могут воспринимать школьную программу на более высоком уровне. Поэтому программа начальных классов достаточно сложная и насышенная. Кроме набора стандартных дисциплин, в гимназии введены нетрадиционные занятия. Например, предмет, о котором следует рассказать отдельно, называется “Учись учиться” . Очень часто ребенок получает двойку не потому, что не усваивает материал, а потому, что он не знает, как выполнить то или иное задание. Вот на этих уроках мы и учим детей навыкам самостоятельной работы, правилам пользования справочниками, словарями, дополнительной литературой. На занятиях творческого развития мы воспитываем память, мышление, воображение, речь и умение подходить к решению любой задачи творчески.

– Татьяна Евгеньевна, сейчас во многих школах введено деление классов на более сильные и слабые или на классы коррекции и классы, в которых те или иные предметы изучаются более глубоко. Как Вы считаете, хороша ли такая система?

– Очевидно, что все дети разные, одни более медлительны, другие все делают быстро. На определенном этапе у каждого ребенка могут возникнуть сложности, не потому что он глуп или лентяй, но в силу других объективных причин. В нашей гимназии существуют группы коррекции, которые надо отличать от классов коррекции. Дети порой бывают безжалостны, и наша задача воспитать у них правильное отношение к более слабым ученикам. Поэтому и родилась идея создания групп коррекции. Дети учатся в одном классе, в одном коллективе, но те, кто отстает по тому или иному предмету, идут в группу коррекции только на этот конкретный урок. Благодаря такому решению у детей не возникает озлобленности и чувства неполноценности.

Что касается разделения на классы с более углубленным изучением какого-либо предмета, то уже начиная с пятого класса мы проводим специальные семинары по разным дисциплинам, и дети пробуют себя в разных областях. Выбирают, что им ближе. В седьмом классе они уже четко делятся на определенные группы и в конце года сдают экзамены по своему направлению. Они переходят в восьмой класс, принадлежащий к одному из отделений: физико-математическому, химико-биологическому или гуманитарному. А начиная с десятого класса внутри этих групп происходит более узкая специализация. Благодаря такой системе обучения все наши ученики продолжают свое образование в высших учебных заведениях.

– Татьяна Евгеньевна, на стенах в школьном коридоре я заметила прекрасные картины. Они сделаны руками ваших учеников на уроках рисования?

– Эти картины и панно дети делают сами на уроках технологии. В нашей гимназии нет специальных уроков музыки или рисования, но у нас есть уроки этики и эстетики, задача которых – научить детей видеть и понимать прекрасное. Там ребята и поют, и слушают музыку, и рисуют, главное – на этих занятиях они могут проявить свои творческие способности.

– Татьяна Евгеньевна, Вы уже давно работаете в школе, как Вы считаете, современные дети во многом отличаются от тех, которые посещали школу лет 10 – 15 назад?

– Несомненно, современные школьники более свободны в выражении своих мыслей и мнений. Они хотят учиться и понимают, что должны много знать. И сами учителя должны учиться уважать мнение школьника, уметь выслушать и понять.

– Ваша гимназия разрабатывает новые учебные программы и методики, которые затем используют и другие учебные заведения не только в Москве, но и на Камчатке, Украине, в Казахстане и Узбекистане. Занимаясь таким важным делом, наверное, сложно найти время и силы на решение хозяйственных проблем. Тем более, что и финансируется ваша гимназия не лучше остальных школ города. Помогает ли кто-нибудь в решении этих вопросов?

– Конечно, все проблемы, которые мы можем наблюдать в жизни нашей страны, проецируются и на нашу гимназию. Государственное финансирование гарантирует только зарплату учителей, причем очень низкую – 200 – 500 рублей в месяц. Мебель, оборудование, необходимые наглядные пособия – все это сегодня мы не можем себе позволить. Мы пытаемся самостоятельно решить те или иные проблемы, например ученики помогают ремонтировать мебель. Правда, мы очень благодарны руководству муниципального района “Дорогомилово” , на территории которого находится наша гимназия, Международному фонду “Реформа” и его президенту М. Л. Шаккуму, родителям наших учеников, которые искренне стремятся помочь гимназии. Так, во время урагана, пронесшегося над Москвой этим летом, у гимназии была снесена крыша, повалены многие деревья на территории. Первыми помочь нам в этой беде поспешили родители наших учеников.

Несмотря на то что мы испытываем трудности, мы не можем не решать свою основную задачу – воспитывать наших учеников, понимая, что именно в школе создается будущее нашей страны.

Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАЛИМ-ОБЖОРА
7 ОКТЯБРЯ ГЛАЗАМИ УЧАСТНИКА
ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗИМА НЕ ЗА ГОРАМИ
ХОТЕЛОСЬ ВЕРИТЬ. НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОВЕТА
Я СЫН СТРАДАНЬЯ…
ЗАКЛИНАНИЯ И ФЛАГИ
“ПИТАТЕЛЬНЫЕ БАТАРЕЙКИ” ДЛЯ ТОНУСА
ДАГЕСТАН: ГОРЯЧАЯ ОСЕНЬ
УЛИЦА КАК АРЕНА ПОЛИТИКИ
ТЕРПЕЛИВЫЙ И СТОЙКИЙ НАРОД
ЮГОСЛАВСКИЙ ВАРИАНТ
ВСПОМНИМ О ПОЭТЕ
ЧУТЬ ПОМЕДЛЕННЕЕ, КОНИ!
Косово: насколько близок к границам России югославский сценарий?
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ОБЪЕДИНЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЕ СИЛЫ –
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПОСЛЕ КРИЗИСА: ВЫЖИВАНИЕ ИЛИ РАЗВИТИЕ?
РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПРОЦВЕТАНИИ СТРАНЫ
ДЛЯ ВАС, “ЗЯБЛИКИ”
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!


««« »»»