Наперекор. Следствие расследования

Рубрики: [Книги]  [Рецензия]  

Рецензия на книгу Владимира Мукусева «Чёрная папка. История одного журналистского расследования».

Трагической истории, лёгшей в основу этой прекрасно изданной книги, – более 20 лет, её автору недавно, трудно поверить, исполнилось 60, сменилась эпоха, другими стали журналисты, другой стала страна. Настолько другой, что никто и представить себе не мог. И главное, что в книге интересно – кроме, конечно, описания многолетнего почти детективного расследования гибели в Югославии русских журналистов Виктора Ногина и Геннадия Куренного, – именно «сопутствующие обстоятельства», перемены в стране, мире, СМИ, жизни рассказчика…

Во время чтения не покидало странное ощущение горечи. Ведь всё делалось вроде бы правильно, а как замечательно начиналось в 70-е… Сколько было надежд, как хотелось перемен, правды, какая была борьба за возможность её говорить на ТВ, за свободу, за демократию…

Рассказывая о том, как складывались отношения, перешедшие в дружбу с замечательным журналистом, комсоргом Гостелерадио Виктором Ногиным, Владимир Мукусев вынужден вспоминать и о себе (вспоминает, к сожалению, очень кратко, пунктирно), о своей работе начиная с 1974 года на Ленинградском ТВ… В общем, головокружительная карьера: работа на всемирном фестивале молодёжи на Кубе в 78-м, потом в знаменитой Молодёжке на ЦТ, поездка в 86-м вместе с Ногиным, где тот был «ведущим», а Мукусев «ведомым», в Афганистан для съёмок фильма «Самолёт из Кабула», опасные маршруты, встречи с нашими солдатами, врачами, с главарём банды моджахедов, осознание бессмысленности этой войны…

К началу перестройки Мукусев – режиссёр знаменитых первых телемостов, лауреат престижнейшей американской премии «Эмми» за документальный фильм «Ленинград–Сиэтл. Год спустя». В эпоху расцвета ТВ и приближающегося развала СССР он – один из родоначальников и ведущих «Взгляда», депутат Верховного Совета РФ, в начале 90-х его чуть не назначили генеральным директором Останкино, но потом всё пошло наперекосяк. Он вообще вынужден был покинуть ЦТ. Почему? После крушения социализма и победы долгожданной демократии, так чаемой свободы в телемире главными стали деньги, деньги и ещё раз деньги; бескомпромиссность, правдоискательство, журналистские расследования стали никому не нужны и даже опасны. С 93-го года Мукусева нет на экране федеральных каналов. Нет до сих пор…

1 сентября 1991 года в раздираемой гражданской войной Югославии исчезают корреспонденты Гостелерадио Виктор Ногин и Геннадий Куренной. В истории журналистского расследования, длившегося много лет, отразились и характер Мукусева, и его судьба. В 1993 году ему удалось возглавить комиссию Верховного Совета по расследованию исчезновения коллег, преодолевая сопротивление всех и вся: наших и сербских чиновников, военных, дипломатов, поначалу гостеприимных жителей деревни Костайницы, возле которой была найдена перекорёженная машина русских журналистов. И вскоре стало понятно, почему расследование так трудно продвигалось. Версия, которой имеет полное основание придерживаться Мукусев, заключается в том, что Ногин и Куренной были убиты сербскими ополченцами (к сожалению, отморозки во время гражданской войны были и среди них). СССР и потом Россия – исторические и стратегические союзники Сербии, сербы и русские – братья, потому никому не нужна была правда. Другой всё бы понял и перестал прошибать своим лбом стену, но Мукусев, «неся потери», не изменил ни себе, ни своим друзьям, ни своей профессии. И сделал всё, что мог.

1 сентября 2011 года на месте гибели Виктора Ногина и Геннадия Куренного был установлен памятник. Закончим этот краткий отклик словами, которыми кончается «Чёрная папка» – последними словами Виктора Ногина: «Не стреляйте! Мы ваши братья!..»

Александр КОНДРАШОВ.

(www.lgz.ru/article/18648)

ОБ АВТОРЕ: Александр Иванович Кондрашов, редактор отдела «ТелевЕдение», один из самых известных «телеведов» России. Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Блока, Булгакова, Маяковского, Пастернака, Толстого, Шукшина… В 37 лет начал писать сам. Первые публикации – в «Литературной газете» (также печатался в других изданиях: «Независимая газета», «Век», МК, «Огонёк», «Крестьянка», «Космополитен», «Новая юность»…). Лауреат премии «Золотой телёнок» (ЛГ), член союза писателей Москвы.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Настоящий мужчина
Избегайте самоповторов
Четвертая дочь Брюса Уиллиса
Анна Семенович покинула Николая Баскова
Станет госпожой Бовари
Рекламирует себя на самокрутках
Кукла Чаки вернется на экраны
Влад Листьев в «Экспресс-газете»
Мопассан покажет любовь
Отель «Наполеон». История и настоящее
Пять точек над одним «i»
Коротко
Крест или трусы
Цветочница Коломба


««« »»»