Наперекор. Следствие расследования

Рубрики: [Книги]  [Рецензия]  

Рецензия на книгу Владимира Мукусева «Чёрная папка. История одного журналистского расследования».

Трагической истории, лёгшей в основу этой прекрасно изданной книги, – более 20 лет, её автору недавно, трудно поверить, исполнилось 60, сменилась эпоха, другими стали журналисты, другой стала страна. Настолько другой, что никто и представить себе не мог. И главное, что в книге интересно – кроме, конечно, описания многолетнего почти детективного расследования гибели в Югославии русских журналистов Виктора Ногина и Геннадия Куренного, – именно «сопутствующие обстоятельства», перемены в стране, мире, СМИ, жизни рассказчика…

Во время чтения не покидало странное ощущение горечи. Ведь всё делалось вроде бы правильно, а как замечательно начиналось в 70-е… Сколько было надежд, как хотелось перемен, правды, какая была борьба за возможность её говорить на ТВ, за свободу, за демократию…

Рассказывая о том, как складывались отношения, перешедшие в дружбу с замечательным журналистом, комсоргом Гостелерадио Виктором Ногиным, Владимир Мукусев вынужден вспоминать и о себе (вспоминает, к сожалению, очень кратко, пунктирно), о своей работе начиная с 1974 года на Ленинградском ТВ… В общем, головокружительная карьера: работа на всемирном фестивале молодёжи на Кубе в 78-м, потом в знаменитой Молодёжке на ЦТ, поездка в 86-м вместе с Ногиным, где тот был «ведущим», а Мукусев «ведомым», в Афганистан для съёмок фильма «Самолёт из Кабула», опасные маршруты, встречи с нашими солдатами, врачами, с главарём банды моджахедов, осознание бессмысленности этой войны…

К началу перестройки Мукусев – режиссёр знаменитых первых телемостов, лауреат престижнейшей американской премии «Эмми» за документальный фильм «Ленинград–Сиэтл. Год спустя». В эпоху расцвета ТВ и приближающегося развала СССР он – один из родоначальников и ведущих «Взгляда», депутат Верховного Совета РФ, в начале 90-х его чуть не назначили генеральным директором Останкино, но потом всё пошло наперекосяк. Он вообще вынужден был покинуть ЦТ. Почему? После крушения социализма и победы долгожданной демократии, так чаемой свободы в телемире главными стали деньги, деньги и ещё раз деньги; бескомпромиссность, правдоискательство, журналистские расследования стали никому не нужны и даже опасны. С 93-го года Мукусева нет на экране федеральных каналов. Нет до сих пор…

1 сентября 1991 года в раздираемой гражданской войной Югославии исчезают корреспонденты Гостелерадио Виктор Ногин и Геннадий Куренной. В истории журналистского расследования, длившегося много лет, отразились и характер Мукусева, и его судьба. В 1993 году ему удалось возглавить комиссию Верховного Совета по расследованию исчезновения коллег, преодолевая сопротивление всех и вся: наших и сербских чиновников, военных, дипломатов, поначалу гостеприимных жителей деревни Костайницы, возле которой была найдена перекорёженная машина русских журналистов. И вскоре стало понятно, почему расследование так трудно продвигалось. Версия, которой имеет полное основание придерживаться Мукусев, заключается в том, что Ногин и Куренной были убиты сербскими ополченцами (к сожалению, отморозки во время гражданской войны были и среди них). СССР и потом Россия – исторические и стратегические союзники Сербии, сербы и русские – братья, потому никому не нужна была правда. Другой всё бы понял и перестал прошибать своим лбом стену, но Мукусев, «неся потери», не изменил ни себе, ни своим друзьям, ни своей профессии. И сделал всё, что мог.

1 сентября 2011 года на месте гибели Виктора Ногина и Геннадия Куренного был установлен памятник. Закончим этот краткий отклик словами, которыми кончается «Чёрная папка» – последними словами Виктора Ногина: «Не стреляйте! Мы ваши братья!..»

Александр КОНДРАШОВ.

(www.lgz.ru/article/18648)

ОБ АВТОРЕ: Александр Иванович Кондрашов, редактор отдела «ТелевЕдение», один из самых известных «телеведов» России. Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Блока, Булгакова, Маяковского, Пастернака, Толстого, Шукшина… В 37 лет начал писать сам. Первые публикации – в «Литературной газете» (также печатался в других изданиях: «Независимая газета», «Век», МК, «Огонёк», «Крестьянка», «Космополитен», «Новая юность»…). Лауреат премии «Золотой телёнок» (ЛГ), член союза писателей Москвы.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Настоящий мужчина
Мопассан покажет любовь
Отель «Наполеон». История и настоящее
Пять точек над одним «i»
Коротко
Крест или трусы
Избегайте самоповторов
Четвертая дочь Брюса Уиллиса
Анна Семенович покинула Николая Баскова
Станет госпожой Бовари
Рекламирует себя на самокрутках
Кукла Чаки вернется на экраны
Влад Листьев в «Экспресс-газете»
Цветочница Коломба


««« »»»