10 лет исполнилось команде “Агата Кристи”. Команде, которую я обожал лет 8 назад, будучи вернувшимся из армии восприимчивым пацаном, влюбленным в ломкий социально-эстетский свердловский рок второй волны. Команде, которую я тогда выделял из многих, даже на фоне легендарно-обожаемого “Нау” за броские, многослойные тексты с метафорами и абсолютно не свойственную сермяжному совроку мелодичность. Ей-Богу, на фоне “ДДТшных” “революций” и кинчевских слоганов типа “Мы -– вместе!”, какая-то легкость слегка одурманенного аллегориями вневременного человечка без пятой графы в паспорте и ощущаемых физиологических проблем, смотрелась в диковинку и делала “Агату” немного чужой в этом социально сплоченном рок-н-ролльном братстве. Ее ранние альбомы, особенно “Декаданс” и “Коварство и любовь” до сих пор представляются мне одними из самых значимых в истории отечественного поп-рока аудионосителей, хотя среди современной армии агатовских фанов именно ранняя “Агата” почему-то осталась недооцененной.
Глупая терминологическая война вообще и вокруг “Агаты Кристи” в частности, конечно, никогда ни к чему не приведет, ибо отнесение упомянутого коллектива как в попсовики, так и в рокеры будет большой натяжкой. “Агата Кристи”, как и все, на мой взгляд, наиболее интересные музыкальные коллективы и исполнители, полистилична и работает на стыке жанров. Я это определяю для себя как поп-рок и отношу в эту когорту также “Браво” и “Мумий Тролль”, “Моральный Кодекс” и “Ногу Свело!”, Кузьмина и Преснякова, “СерьГу” и Сукачева, “Рондо” и Свиридову, “Наутилус” и “Мегаполис”…
“Агата Кристи” никогда не была культовой группой в массовом сознании, хотя среди меломанов всегда почиталась. Три года назад “Агата” стала суперпопулярной, гастролером №1, а братья Самойловы резво украсили собой обложки модных журналов и страницы светских хроник, параллельно навсегда поселившись в хрупких девичьих грезах и отважных тинэйджеровских сердцах. С этого момента я “Агату” разлюбил. Разлюбил как-то неосознанно, помимо своей воли, несмотря на то, что альбом “Опиум”, с которым братья осуществили свой comeback в шоу-бизнес, полагаю восхитительным.
Однако так уж, видимо, устроена дурацкая тусовочная душа критика, что ее начинает воротить от всего, что становится предметом массового психоза обывателей. Так что фанатки-идиотки (а все фанатки, кстати, как и фанаты, конечно, конченые идиоты!) стали печальной причиной моего охлаждения к “Агате Кристи”, а когда я получил в свою программу на радио сотое письмо с требованием рассказать об “Агате” и поставить их песню, то поклялся себе, что в моей информационной сфере (радио, ТВ, журналы, газеты) “Агата Кристи” не появится больше никогда. Поклялся – и вот сейчас не сдержал обещание. Мне очень нравится их последний альбом “Ураган”, явно в коммерческом смысле пролетевший на фоне суперраскупаемого (до сих пор!) “Опиума”, мне не очень нравится альбом их ремиксов (правда, не из-за музыки, а из-за ремиксов), и мне понравился их юбилейный концерт.
Пожалуй, впервые со времен приснопамятных концертов Цоя, БГ и “Алисы” в постперестроечной Москве я с большим удовольствием отсмотрел двухчасовое действие, лишенное привычных и столь мною любимых атрибутов эстрадного шоу. Ни декораций, ни пиротехники, ни смен костюмов, ни танцевальной поддержки – ничего этого не было. Был потрясающий свет, хороший звук, аскетичный задник из дюжины осветительных мачт и очень динамично меняющееся изображение, транслирующее концерт в реальном времени на двух антарексах. Совсем недавно какой-то болван из числа критиков-старперов на полном серьезе расписал в “Джокере”, что, дескать, наличие шоу прикрывает отсутствие музыки. Наверное, у него нет мозга, если он не увидел музыки у “Pink Floyd” и Гэбриела, “KISS” и “Rolling Stones”, Боуи и “U-2”, Э.Джона и Д.Майкла… Но в этом конкретном случае концерт действительно был подчеркнуто аскетичен (в сравнении, например, с первым сольником “Агаты” три года назад в “России”), однако атмосфера и энергетика в зале была потрясающей. Порядка 85% зала (эту цифру называют в “RISE LIS’S”, организовавшей этот юбилейный концерт в “Олимпийском”), пели, плясали и сопереживали вместе со своей любимой группой. Признаться, я думал, что народу будет поменьше, ибо за последний год “Мумий Тролль” с одной стороны, а “Иванушки” с другой, очевидно, отобрали у братьев Самойловых часть их юных адепток. Вообще публика была весьма разношерстной, и я думаю, сравнительный анализ ее состава по социальному, возрастному, половому и имущественному показателям мог бы оказаться весьма запутанным и крайне интересным.
“Агата” играла довольно жестко, и даже самые танцевальные хиты звучали утяжеленно, как бы унаследовав этот саунд из последнего альбома “Ураган”. Два альтернативных шоумена, Глеб и Вадим, были весьма неразговорчивы и ограничивались словесными эскападами в духе Бутусова, тем самым усугубляя свой суровый декадентский ореол отрешенных героев. Вообще движения на сцене было минимум (это характерно для всей школы свердловского рок-клуба), а экспрессии и внутренней динамики – максимум. Совершенно неожиданно завершила концерт удивительно щемящая баллада “Братцы-живодеры”. Именно ею, по словам солиста, “Агата” завершала свой первый сольник десять лет назад. Ну что же – еще один кирпич в стене?
“Агатовцы”, очевидно, устали. После успешного юбилейного концерта (Вадим, кстати, очень волновался и никак не мог найти свой голос на первых песнях) надо понять, что делать дальше и куда направляться. К сожалению, опасность того, что после этой высшей точки (сольники в “Олимпийском”) начнется определенный спад, несомненно имеется. Так, увы, было и с Пресняковым, и с Агутиным, и с Меладзе. Однако говорят, что на ошибках учатся.
Андрей ВУЛЬФ.