А было ли детство?

Рубрики: [Анонсы]  [Мнение]  

Веселые картинкиКакие они были наивные – дети советской эпохи! Выпал снег – событие, купили радиоприёмник в комнату – праздник, подарили коробку с солдатиками – с ума от радости сходили. Жили строго: на весь город – два магазина игрушек, санки в коммунальном коридоре, реже лыжи и коньки. По телевизору один мультфильм в неделю. Вот и все развлечения.
А что читали дети? Политикой их не пичкали, за исключением дедушки Ленина из всех щелей, их лучшего друга. История пионерии и комсомола маячила где-то еще очень далеко. Книжками «Баранкин – будь человеком!» и «Дядя Стёпа» не образуешься, и уж точно не развлечёшься – много морали и занудства. И вот на радость маленьким читателям, откуда ни возьмись, появились чудесные картинки и придумались забавные и увлекательнейшие истории. Волшебная книжка называлась… Уверен, что абсолютное большинство тех, кому от 30 до 60 с ностальгией вспомнит этот журнал. «Мама, ты подписалась на “Веселые картинки?”» – затаив дыхание, спрашивали маленькие обитатели планеты СССР и слышали в ответ: «Вот будешь плохо себя вести и не слушаться родителей – останешься без журнала!» Далее следовали долгие упрашивания и торжественные клятвы о примерном послушании и хороших оценках.

Веселые картинки

Название «Весёлые картинки» появилось неожиданным и довольно забавным образом. Летом 1955 года уже известный тогда художник-карикатурист журнала «Крокодил» Иван Семёнов приехал за город проведать сына Володю. Мальчик что-то старательно вырисовывал в своём альбоме. «Что там?» – заинтересовался отец. «Картинки про то, как мы здесь живем!» – «А какие картинки?» – «Весёлые!» – воскликнул сын.

Добро на выпуск журнала давал ЦК КПСС. Скорее всего, ответственные чиновницы не смогли устоять перед обаянием харизматичного художника. И началась работа, не имеющая аналогов в мире. Многие теперь говорят – то был первый русский комикс. И да, и нет. В зарубежных комиксах тиражируются и художественные приёмы, и текстовое содержание, а каждая работа в «ВК» была с индивидуальным характером, имела своё лицо и свой оригинальный почерк. В «Весёлых картинках» работали лучшие творческие силы – художники, поэты, писатели. Фантазии авторов не знали границ. Истории о весёлых человечках захватывали детвору целиком, вихры и косички упоенно погружались в невероятные приключения Карандаша, Незнайки, Дюймовочки, Гурвинека и Самоделкина. Дети жили этими историями, пересказывали друг их другу и c нетерпением ждали продолжения.

Виктор Чижиков и Татьяна Зверева (вдова Виталия Стацинского)

Стацинский, Чижиков, Ротов, Милутка, Ярбусова, Кабаков, сам Семёнов – всех не перечислить. Каждый из художников имел свой неповторимый стиль, линию, краску, сюжет; они работали с невероятным энтузиазмом и наслаждались свалившейся на них свободой. Журнал был единственным печатным изданием, не подлежавшим цензуре. Вот как описывал атмосферу, витавшую в «Весёлых картинках», один из авторов Леонид Сергеев: «Потрясающий мир художников-юмористов, клан неисчерпаемых выдумщиков и едких насмешников. Этот клан можно представить в виде облака с электрическим полем юмора, попадая в которое невольно трясёшься от смеха».

Веселые картинки

Пятьдесят пять – две славные пятёрки, это больше, чем полстолетия. Рассказывать о выставке, открывшейся 15 декабря в ГТГ на Крымском Валу, не имеет смысла в силу такого ее визуального эффекта, при котором бледнеют всяческие превосходные эпитеты. «Я всю жизнь работаю в «Веселых картинках», это всегда считалось несерьезным занятием. А теперь я выставляюсь в Третьяковке», – сказал на открытии Виктор Чижиков, стоявший у истоков журнала. На выставке представлены оригинальные рисунки авторов, собранные буквально со всего мира. А это дорогого стоит! А посему – большая благодарность дирекции Третьяковки, устроившей настоящий праздник.

Можно пересказать фильм, но эти рисунки и картины пусть говорят сами за себя.

Обидно, что юбилей прошёл почти незамеченным, лишь «Культура» дежурно отметилась. Будто и не было детства у нынешних журналистов, обозревателей, блоггеров и твиттеров. Или было – но уже другое?
Фото автора


Георгий Аветисов

Музыкант, литератор, фотограф. В составе подпольной группы «Рикки-Тикки-Тави» сокрушал устои советской эстрады виртуозным исполнением в бешеном темпе джаз-роковых риффов на 13/8. Увлечение Индией и трансцендентальной медитацией чуть не довело Георгия до цугундера, но вовремя наступившая перестройка захлестнула артиста обилием творческих инициатив.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Последняя привилегия
Жила-была баба
Начал возвращать долги
Не везет – так не везет
“Фабрика звезд” от Кортни Лав
Дом Ринго Старра обречен
Неумирающий лебедь
Напишет автобиографию
Была нелегалкой из Мексики
Назначены ведущие “Оскара”
Самый известный убийца
Николь Кидман получит приз
Запрещено видеть Мадонну
Делают заявку на Олимпиаду
Национальный спаситель Авось
«Хорошая жизнь»
Детективная Венеция
По дороге туда
Хорошо забытое старое
Миллион трехмерных звезд


««« »»»