Какие они были наивные – дети советской эпохи! Выпал снег – событие, купили радиоприёмник в комнату – праздник, подарили коробку с солдатиками – с ума от радости сходили. Жили строго: на весь город – два магазина игрушек, санки в коммунальном коридоре, реже лыжи и коньки. По телевизору один мультфильм в неделю. Вот и все развлечения.
А что читали дети? Политикой их не пичкали, за исключением дедушки Ленина из всех щелей, их лучшего друга. История пионерии и комсомола маячила где-то еще очень далеко. Книжками «Баранкин – будь человеком!» и «Дядя Стёпа» не образуешься, и уж точно не развлечёшься – много морали и занудства. И вот на радость маленьким читателям, откуда ни возьмись, появились чудесные картинки и придумались забавные и увлекательнейшие истории. Волшебная книжка называлась… Уверен, что абсолютное большинство тех, кому от 30 до 60 с ностальгией вспомнит этот журнал. «Мама, ты подписалась на “Веселые картинки?”» – затаив дыхание, спрашивали маленькие обитатели планеты СССР и слышали в ответ: «Вот будешь плохо себя вести и не слушаться родителей – останешься без журнала!» Далее следовали долгие упрашивания и торжественные клятвы о примерном послушании и хороших оценках.
Название «Весёлые картинки» появилось неожиданным и довольно забавным образом. Летом 1955 года уже известный тогда художник-карикатурист журнала «Крокодил» Иван Семёнов приехал за город проведать сына Володю. Мальчик что-то старательно вырисовывал в своём альбоме. «Что там?» – заинтересовался отец. «Картинки про то, как мы здесь живем!» – «А какие картинки?» – «Весёлые!» – воскликнул сын.
Добро на выпуск журнала давал ЦК КПСС. Скорее всего, ответственные чиновницы не смогли устоять перед обаянием харизматичного художника. И началась работа, не имеющая аналогов в мире. Многие теперь говорят – то был первый русский комикс. И да, и нет. В зарубежных комиксах тиражируются и художественные приёмы, и текстовое содержание, а каждая работа в «ВК» была с индивидуальным характером, имела своё лицо и свой оригинальный почерк. В «Весёлых картинках» работали лучшие творческие силы – художники, поэты, писатели. Фантазии авторов не знали границ. Истории о весёлых человечках захватывали детвору целиком, вихры и косички упоенно погружались в невероятные приключения Карандаша, Незнайки, Дюймовочки, Гурвинека и Самоделкина. Дети жили этими историями, пересказывали друг их другу и c нетерпением ждали продолжения.
Стацинский, Чижиков, Ротов, Милутка, Ярбусова, Кабаков, сам Семёнов – всех не перечислить. Каждый из художников имел свой неповторимый стиль, линию, краску, сюжет; они работали с невероятным энтузиазмом и наслаждались свалившейся на них свободой. Журнал был единственным печатным изданием, не подлежавшим цензуре. Вот как описывал атмосферу, витавшую в «Весёлых картинках», один из авторов Леонид Сергеев: «Потрясающий мир художников-юмористов, клан неисчерпаемых выдумщиков и едких насмешников. Этот клан можно представить в виде облака с электрическим полем юмора, попадая в которое невольно трясёшься от смеха».
Пятьдесят пять – две славные пятёрки, это больше, чем полстолетия. Рассказывать о выставке, открывшейся 15 декабря в ГТГ на Крымском Валу, не имеет смысла в силу такого ее визуального эффекта, при котором бледнеют всяческие превосходные эпитеты. «Я всю жизнь работаю в «Веселых картинках», это всегда считалось несерьезным занятием. А теперь я выставляюсь в Третьяковке», – сказал на открытии Виктор Чижиков, стоявший у истоков журнала. На выставке представлены оригинальные рисунки авторов, собранные буквально со всего мира. А это дорогого стоит! А посему – большая благодарность дирекции Третьяковки, устроившей настоящий праздник.
Можно пересказать фильм, но эти рисунки и картины пусть говорят сами за себя.
Обидно, что юбилей прошёл почти незамеченным, лишь «Культура» дежурно отметилась. Будто и не было детства у нынешних журналистов, обозревателей, блоггеров и твиттеров. Или было – но уже другое?
Фото автора