Доброго времени суток всем книголюбам, журналистам, поклонникам ретро-телепередач и просто неравнодушным людям. В этом отзыве речь пойдёт о недавно прочитанной мною книге, автором коей является журналист, который, с профессиональной точки зрения весьма мне симпатичен – Евгений Додолев.
Как начинающему журналисту, мне важно знать о своей профессии ВСЁ. Книга-воспоминание, повествующая о трудовых буднях, разногласиях с властью и просто забавных юношеских приключениях всех тех, кто был причастен к созданию культовой во времена СССР программы “Взгляд”, in my opinion, даёт довольно-таки обширное представление о журналистике и её “подводных камнях”.
Как известно, Додолев был в числе ведущих “Взгляда”. Не доверять этому журналисту у меня оснований нет, Уж очень мне его манера повествования и интервьюирования нравится, да и чисто по-журналистски подколоть/спровоцировать вовремя умеет. Я достаточно долго присматривалась к нашим представителям “четвёртой власти” в попытках найти вот такой…ну, в некотором роде, образец для подражания.
Так вот, по сути…
Книга написана интересным языком, не нудно, не заунывно. Скачала в электронной версии. Воспоминания автора о делах “давно минувших дней” перемежаются с фрагментами его вью с выпускающими директорами и прочими лицами, причастными к “Взгляду”. Ну, дабы читателю не наскучило однообразие.
Признаться, меня немного…хм, озадачило обилие в книге прозвищ, коими Евгений Юрьевич называет коллег и друзей: “Лист”, “ЛЮби”, “Политок”, “Дмитра”, “Мукусь” и т.д. Я назвала лишь некоторые “погоняла”, но в книге их много, они разные и многократно повторяются. Нет, мне, конечно же, понятно, что автор не будет называть коллег и друзей исключительно по имени-отчеству, применяя обращения “господин”/”госпожа”, но, ей-Богу, изобилие прозвищ на каждой странице создаёт смутное ощущение, что вы держите в руках книгу не о журналистах-профи с многолетним опытом работы и репутацией, а о каких-нибудь гопниках, собирающихся ежедневно у подъезда “перетереть” за жизнь…
Довольно много внимания Додолев уделяет в книге покойному Владу Листьеву. Подмечает его харизму и очарование. Однако, в книге есть глава, где автор не соглашается с мыслью, что “о покойниках либо хорошо, либо никак” и вставляет эпизод о том, что “У Листьева были запои, мешающие работе”, и что конец этому был положен только благодаря супруге Владислава – Альбине, которая “не переносила ни алкоголя, ни алкашей”. Также, Додолев упоминает о том, что однажды ведущих “Взгляда” – Любимова, Мукусева, и ещё кого-то одного, если так можно выразиться – наградили званиями депутатов. Автор книги от этой участи отказался. Но упомянул, что “Листьев напился и не пришёл на церемонию, и только поэтому не стал депутатом”. Лично у меня как-то не вяжется образ интеллигентного дядечки с пышными усами (коего, кстати, я совсем не помню – на момент убийства Владислава мне было лишь 3 года) с образом алкаша, способного, пардон, ужраться в ущерб профессиональной деятельности…Но моё восприятие субъективно, а человеку, работавшему с Листьевым, априори, виднее… Однако, я не исключаю, что г-н Додолев мог преувеличить степень пристрастия Влада к спиртному. Но, повторюсь, я, всё же, склонна доверять автору.
Один из знакомых автора, прочитавший эту книгу, заметил, что “Додолев обвиняет своих коллег в пьянстве, но ни разу не упомянул про кокаин”. А что, был повод? В книге, действительно, нет ни слова про кокаин. А уж Додолев – мастер разоблачать и уличать кого-либо в чём-либо…
Есть в книге и упоминания о том, что “взглядовцы” стряпали заговор против Листьева.
“Был свидетелем того, как на тесной кухоньке одного из наших <…> обсуждали, как “убить Листа”. Участником разговора не был <…>, потому что мне хотелось двинуть туда, где девки, веселье…”.
А чего теперь гадать да версии выстраивать… Срок давности по делу убийства Листьева истёк, дело закрыто. Теперь хоть вспоминай про эти беседы друзей на кухне, хоть не вспоминай – ничего не изменится…
Безусловно, “Взгляд” был своего рода прорывом. Ведь именно там впервые показали людей, ставших инвалидами в Афгане; именно благодаря “Взгляду страна услышала музыку таких замечательных рок-коллективов, как “Кино”, “ДДТ”, “Наутилус-Помпилиус” и других, именно “Взгляд” вытащил русский рок из подполья; дал старт волне усыновлений детей-сирот (после сюжета о мальчике, трогательно исполнившем незабвенное “Прекрасное далёко”…
Сам Евгений Додолев рассуждает об этом так:
“…было что-то в том порыве… Я иногда пересматриваю старые выпуски передачи по каналу «Ностальгия» и поражаюсь, насколько они были непрофессиональными, наивными… но безмерно искренними. В тот же период шла упомянутая передача Владимира Молчанова «До и после полуночи» – она была на порядок выше по качеству контента и по ведению. Она выходила раз в месяц, время показа (до и после полуночи) было не самое лучшее… Но у «Взгляда» была фора один к четырём! Вот передача и стала, как теперь говорят, культовой… За счёт чего произошёл революционный прорыв? «Всё было впервые и вновь». Западного телевидения мы не знали.”.
ТОГДА мы не знали западного телевидения и поднимали планку своего профессионализма. СЕЙЧАС 99% телепроектов скопированно с западного ТВ, и не видим мы, куда, собственно, эту планку поднимать…
Собственно, книга не о “Взгляде” в частности. Книга о журналистике в целом. “Взгляд” – просто пример, на котором показаны последствия тех или иных действий журналиста; на котором сохранены “зарубки” времени, вместе с которым менялась страна, а вместе со страной менялась и профессия журналиста.
Додолев сравнивает ведущих культовой программы с группой “Битлз”, совершившей грандиозный переворот в музыке. Листьев и Ко – это эдакие битлы в сфере журналистики, в сфере телевидения.
В книге собраны фрагменты интервью с некоторыми влиятельными в тв-сфере личностями. Таким образм, книга даёт читателю возможность взглянуть на ситуацию не только глазами автора, но и глазами его собеседников. Одна пара глаз – хорошо, а несколько – лучше…
Посмотрев в Интернете несколько выпусков “Взгяда”, я убедилась в том, что, не время меняет людей, а ЛЮДИ меняют ВРЕМЯ. Время – это нечто эфемерное и бестелесное, ему не дан разум, оно не лечит и не калечит, и, тем более, ничего не меняет. А люди способны менять ВСЁ – страну телевидение, самих себя…
Рекомендую к прочтению эту книгу тем, кто полагает, что журналистика – это лишь распространение сплетен и слухов и взаимное литьё грязи – вы поймёте, как мало вы знаете об этой профессии. Рекомендую эту книгу также молодым людям, мечтающим связать себя с журналистикой по той причине, что “это – работёнка непыльная, сидишь себе, пишешь, фантазию развиваешь” – вы поймёте, насколько это нервная и требующая полной самоотдачи и огромной энергии профессия. И, может быть, решите избрать другой путь, поскольку этот покажется слишком тернистым. Но, так или иначе – и книга, и журналистика безумно интересны.
После её прочтения я лишь ещё больше полюбила то, чем занимаюсь на сегодняшний день.