«Кукрыниксы» – «Артист» ***

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2016, «Союз Мьюзик»

У «Кукрыниксов» есть известная особенность или, если хотите, беда: одну-две-три песни с каждого альбома можно слушать с удовольствием и не переключаться, попав на них по радио, но осилить полный трек-лист способны только самые стойкие фанаты. Когда слушаешь, скажем, 5-6 композиций Алексея Горшенёва и Ко, очень бросается в глаза скудость мелодических и интонационных приёмов группы, а к десятому произведению подряд эта одинаковость начинает раздражать. Несмотря на эти печальные обстоятельства, все разговоры об отмирании альбомного жанра прошли мимо «Кукрыниксов». Выпускай они два-три сингла в год, это пошло бы группе только на пользу, однако «Кукры» олдскульно «мыслят альбомами», хотя идей для полноценных лонгплеев им катастрофически не хватает.

А ведь если бы тот же «Артист» был синглом или хотя бы макси-синглом, это явно принесло бы релизу дополнительную звёздочку. Вокруг концепции проекта развернулась красивая и интересная пиар-история: альбом посвящён старшему брату Алексея, лидеру группы «Король и шут» Михаилу Горшенёву, умершему три года назад. Датой релиза поставили день рождения Миши, при этом Горшенёв-младший объяснял, что «артист» в данном случае не только брат, но и во многом собирательный образ, открывающий для слушателя сложность и противоречивость артистической натуры. На ту же концепцию работает обложка диска, где изображён некий безголовый человек на троне. Это символизирует одновременно и амбициозность профессии, и приоритет чувств над разумом. Словом, есть о чём подумать и есть повод для внимательного прослушивания.

Продуманности концепции соответствует и заглавная песня, открывающая пластинку. Пусть невероятных философских глубин Горшенёв в тексте не достигает, но тему раскрывает довольно полно: «зов кулис раздался, как приговор, я артист, и значит, мне суждено жечь, дышать, не прятаться между строк, жить, играть, пока мой не вышел срок», «гаснет свет, на сцену один лишь шаг, мыслей нет, я собран в один кулак», кроме того, в песне звучит цитата Иннокентия Смоктуновского об актёрском труде. Тут можно подумать и о Михаиле Горшенёве, который уверенно переносил свой артистический образ в повседневную жизнь, что и послужило по большому счёту причиной его безвременной смерти. К тому же к «Артисту» Алексей написал одну из самых ярких и драматичных своих мелодий – да, похожую на музыку прежних хитов, но вполне претендующую на попадание в «Чартову дюжину» «Нашего радио».

От размышлений о природе артистического труда слушателя отвлекает следующая песня «Шторм», которая совсем не об этом, что может разочаровать настроившихся на концептуальность. Там, правда, неплохой припев в стиле «Кукрыниксов»… Однако дальше идёт уже сплошной «стиль «Кукрыниксов» – ровно та самая затянутость и повторение схожих приёмов, о которых говорилось в первом абзаце. Песни, соответствующие заявленной теме альбома – «Выход из роли» и «Смоктуновский», – размещены в середине и конце альбома, когда внимание слушателя уже рассеивается и уступает место досаде. Было бы гораздо правильнее поставить их рядом и выпустить лаконичным и сверхконцептуальным макси-синглом, может быть, разбавив ещё «Штормом» и/или «Последней песней».

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»