«Новости с планеты Марс»: Безумие доппельгангера

Новости с планеты Марс

«Новости с планеты Марс» отнюдь не принадлежит к жанру фантастики, как можно подумать, исходя из названия. Пятая картина франко-немецкого режиссера Доминика Молля, чья премьера состоялась в этом году на Берлинском кинофестивале, в каком-то смысле задается вопросом о наличии жизни в пределах Марса, только в данном случае Филипп Марс это разведенный программист, переживающий кризис среднего возраста. Вышедшая на этой неделе в российский прокат, драмеди вряд ли сможет полюбиться широкой аудитории, но нишевая публика, узнавшая в протагонисте себя, фильм, пусть и не блистающий новаторскими находками, вероятнее всего, оценит. В противном случае, «Новости с планеты Марс», несмотря на совсем небольшой хронометраж, кажутся бессмысленно затянутыми и чересчур острожными, так как режиссер, неуверенно балансируя между реализмом и абсурдом, в конечном счете неубедителен ни в том, ни в другом.

Бывшая жена Мириам (Леа Дрюкер) внезапно оставляет Филиппу их детей, сама отправляясь делать срочный репортаж из Брюсселя на неопределенный  срок. Ни с младшим Грегуром (Том Ривуаром), который стал воинствующим вегетарианцем, а также не исключает, что является сексуальным маньяком, ни со старшей Сарой (Жанн Гитте), которая непрестанно готовится к выпускным экзаменам, ему не удается найти общего языка. На работе же Филиппа переводят в кабинет к психически неуравновешенному Жерому (Венсан Макен), что заканчивается для Марса отрезанным в одном из припадков его коллеги ухом. Хотя, когда тот заявляется к нему посреди ночи, заявляя, что сбежал из дурдома и иного убежища у него нет, Филипп Жерому не отказывает в ночлеге. А потом не отказывает и знакомой Жерома по психбольнице Хлое (Верле Батенс), призывающей к экотерроризму.

Невозмутимый и совершенно неконфликтный Филипп воспринимается окружающими как недалекий слабак и трус. Сам уже свыкшийся с собственной покорностью и бесцеремонным диктатом родственников, коллег, соседей, Марс всерьез задумывается о суициде и очевидно не так от него далек, недаром он регулярно общается с умершими родителями (Мишель Омон и Катрин Сами), оказываясь как бы на границе двух миров. Жером же, готовый в любой момент внезапно разразиться гневом или впасть в депрессию, полярная противоположность главного героя. Жером становится воплощением давно подавленного бессознательного, без жалости разрушающего опостылевшую рутину. Только через безумие своего доппельгангера Филипп может вернуться к жизни, вырваться из удушающего порядка. А явления к нему во снах фигуры космонавта, делают «Новости с планеты Марс» похожей на этакую вывернутую наизнанку «Гравитацию», где протагонист тоже потерялся в бездне экзистенциального вакуума, даром что, сидя при этом у себя в квартире.

Сценарий Молля и его постоянного соавтора Жиля Маршана после первой трети начинает пробуксовывать, пытаясь сохранить правдоподобность происходящего при гротескной эксцентричности героев, а к финалу начинает выглядеть все более натужным и вымученным. Шутки над «зелеными» перестают быть оригинальными задолго до конца, а некоторые персонажи, как, например, сестра Филиппа Ксане (Оливия Коте) или пожилой сосед (Филипп Лоденбаш), постоянно вспоминающий времена службы водителем у президента Жискара, просто недопридуманы. Потенциально каждый из них мог бы обогатить фильм, по меньше мере комически, но постановщик не развивает их дальше узко очерченных рамок, словно не зная, что можно добавить к их персонажам после первого представления, что, к сожалению, справедливо и для всей картины «Новости с планеты Марс».

Новости с планеты Марс / Des nouvelles de la planète Mars (2014)

«Новости с планеты Марс» Постер

Жанр: комедия

Страна: Франция, Бельгия

Режиссер: Доминик Молль

Сценарий: Жиль Маршан, Доминик Молль

Оператор: Жан-Франсуа Хенсгенс

Композитор: Эдриан Джонстон

В ролях: Франсуа Дамиенс, Венсан Макен, Верле Батенс, Жанн Гитте

Премьера РФ: 14 июля 2016, «ПРОвзгляд»

Мировая премьера: 17 февраля 2016


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



«««
»»»