«Столкновение»: Эфемерные цели

Столкновение

На ММКФ в рамках программы «Открытие: кино бурлящего арабского Востока» состоялась российская премьера египетской картины «Столкновение» (оно же «Противостояние»), которая чуть более месяца назад открывала «Особый взгляд» в Каннах. В своей второй работе Мухамед Диаб продолжает исследовать проблемы современного Египта, показывая трагедию народа попавшего в горнило революции, одинаково беспощадной ко всем вне зависимости от их убеждений, возраста и пола.

Действие происходит в 2013 году, когда египетская армия свергла президента Мохамеда Мурси, поддерживаемого исламскими радикалами, а улицу захлестнули новые волны протестов. Полиция закрывает в автозаке журналистов «Associated Press» египетского происхождения без объяснения причин. Довольно скоро к ним присоединяется несколько, которые забрасывали машину камнями, называя репортеров «американскими шпионами». Когда же машина с заключенными попадает в эпицентр очередной стычки армии и исламистов, и в кузове оказываются также сторонники «Братьев мусульман», то это неизбежно провоцирует один за другим конфликты между арестантами, а на улице тем временем беспорядки принимают все более угрожающий масштаб.

В «Столкновении» внутри замкнутого пространства полицейского фургона Мухамед Диаб воссоздает всю сложность социально-политической обстановки страны, сводя вместе представителей всех сторон, возрастов, классов, религий, и дает зрителю почувствовать себя не просто наблюдателем, но почти участником, ведь камера ни разу не покидает пределов этих четырёх стен. Кажется, что режиссер, не становясь ни на чью сторону, сам абстрагируется от происходящего, отказываясь диктовать зрителю свою волю. Тем не менее, убеждения Диаба, если не сказать пафос, понятны и свое воплощение на экране они находят. Напротив, было бы странно, если бы такие прописные истины о том, что революция пожирает своих детей, а любая идеология легко оборачивается агрессией и нетерпимостью, режиссер дидактично разжевывал.

Оператор Ахмед Габр прекрасно справляется с задачей, фиксируя нервное истощение заключенных через крупные планы и нагнетание клаустрофобного ужаса. Движения ручной камера в ограниченном пространстве подчеркивает замкнутость, безвыходность положения героев, у которых есть лишь фантомные надежды на спасение. Стоит отметить, что события разворачивающиеся за пределами автозака, видимые только через решетки, выглядят поразительно правдоподобно и великолепно поставлены, то есть никак не выдают малобюджетность картины.

Отношения внутри этой группы колеблются от жестоких стычек и драк до душевных разговоров и взаимопомощи. Но короткие моменты единения раз за разом неизменно рассыпаются под натиском внешнего хаоса, когда раздаются взрывы, стрельба или лозунги одной из противоборствующих сторон.

Тотальная дезинтеграция и раздрай Египта ради эфемерных целей, в которые вряд ли кто-то на самом деле верит, безусловно, глубоко заботит режиссера, поэтому тот факт, что порой тон фильма приобретает почти истерическое звучание, а некоторое сюжетные повороты могут показаться надуманными, не отменяет того, что «Столкновение» это изобретательно снятое кино, которое не становится заложником своей концепции, а раскрывается через нее во всей красе, и это сильное художественное и гуманистическое высказывание адресованное, конечно же, далеко не только египтянам.

Столкновение (Противостояние) / Eshtebak (2016)

Жанр: драма

Страна: Египет, Франция

Режиссер: Мохамед Диаб

Оператор: Ахмед Габр

Композитор: Халед Дагер

В ролях: Хани Адель, Нелли Карим, Тарек АбДель Азиз


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»