«Хардкор»: Чистое безумие

Хардкор

PLEASE PRESS START…

и получи кулаком в челюсть или ножом в шею, а, может быть, и пулю в висок. Хардкорные титры уже с самого начала подготавливают зрителя к не самому обычному кинематографическому опыту. Да что там лукавить, к небывалому доселе опыту – просмотру первого в мире полнометражного фильма, целиком и полностью снятого от первого лица. И как же приятно осознавать, что к этой маленькой революции в кино причастен российский кинематограф, в адрес которого не всегда можно найти лестного слова.

Mission 1. Пролог

Все великое начинается с малого. Но даже для старины Лао-Цзы было бы сюрпризом узнать, что скромный музыкальный клип российской инди-рок группы Biting Elbows, снятый на камеру GoPro солистом коллектива, а затем и дебютантом в большом кино Ильей Найшуллером, превратится в полуторачасовой фильм нового жанра. Признаюсь, я оказался среди тех, кто в 2013 году был глубоко впечатлен этим клипом, пересматривая его по несколько раз в месяц. Затем произошло удивительное: роликом заинтересовались киностудии, и было решено дать зеленый свет первому полнометражному фильму, снятого от первого лица. Новости производства также радовали, кроме выбора локаций съемки (улицы Москвы), в проект удалось завлечь не последних актеров в Голливуде – южноафриканца Шарлто Копли, блестяще отыгравшего в «Районе №9» и «Команде «А», а также небезызвестного Тима Рота, чья роль в фильме скорее символическая. И вот прошло три года – на дворе 2016, кто-то ждал фильм, кто-то впервые о нём услышит, но уж точно, равнодушных после просмотра не останется.

Mission 2. Беги, Генри!

В первую, а, возможно, и главную очередь «Хардкор» – это хвалебная песня видеоиграм. Всем фанатам, любителям и создателям шутеров и адвенчеров от первого лица, ставших уже достоянием современной культуры. Например, начинается фильм в лучших традициях Portal – живописная научная фантастика и искусственные интеллекты, затем Hitman – ползанье под машинами, прятки в укрытиях за спинами вооруженных людей, переодевание в ларьке подземного перехода (причем снята эта небольшая часть фильма в разы лучше двух экранизаций Хитмана вместе взятых), передвижение по городу и, особенно, по зданиям – это уже Mirror’s Edge, ведь главному герою, молчаливому Гордону, простите, Генри, приходится постоянно бегать. Но всё же основная игровая ассоциация фильма связана с серией шутеров Call of Duty, причем не только по форме, но и по содержанию. Иногда кажется, Генри просто движется от миссии к миссии, а заставки в промежутках, поясняющие, что и как вообще происходит, специально пропущены, ведь кому интересно слушать чью-то болтовню, если можно нажать ENTER и обстрелять однородную массу плохих парней из минигана на мотоцикле? А еще тут даже есть брифинг в лифте перед битвой с последним боссом.

Mission 3. «Ты наполовину робот, а наполовину сыкло»

О происхождении главного героя сказано по минимуму, собственно как и обо всех других, за исключением Джимми (Копли). Шарлто крадёт каждый кадр, каждую сцену со своим присутствием. Его персонаж безумен, уморителен и многогранен, напоминающий окончательно поехавшего Мёрдока из «Команды «А». Джимми – это некий Deus Ex Machina по сюжету, как только Генри в затруднительной ситуации, Джимми тут как тут, но не всегда его легко узнать. Главный злодей фильма, классический властелин тьмы и воплощение всего плохо на свете, альбинос-телепат по имени Акан-(рифма откроется после просмотра фильма) в исполнении Данилы Козловского. Всё как обычно.

Mission 4. This is fucking war, baby!

По жанру «Хардкор» ближе всего к сплаттерпанку. Сплаттерпанк – это такое литературный и кинематографический жанр, появившийся в середине 1980-х, где намеренно подчеркнутая гротескная фантазия соседствует с кровавым ультранасилием. Поэтому в фильме есть альбинос-телепат, а Генри выпускает кишки налево и направо. Да, получился такой микс из стареньких фильмов с глупыми сюжетами, шаблонными антагонистами, олдскульными твистами, шутками ниже пояса и ваннами крови и внутренностей под оболочкой абсолютно нового кино-формата. И данная пилюля, стоит её надкусить на начальных титрах, не отпускает на протяжении всего фильма. «Хардкор» – это бесконечный драйв с минимальными остановками для перевода духа. Это уже знакомый и стандартный экшн, но с абсолютно непривычного ракурса. Адреналиновый Beat’em up под дабстеп и тяжелый рок, постоянно сбивающий ваш дыхательный ритм. Искреннее веселье, сочащееся из всех (сюжетных) щелей. Это первый фильм, в котором главный герой – зритель. Да, вы – это Генри. Это вы бежите по московским улицам от полицейских, это вы карабкаетесь на дом в спальном районе, это вы деретесь с армией универсальных солдат, это вы плоскогубцами защемили нос Шнурову. «Хардкор» – это опыт.

Mission 5. Вставай и дерись, Генри

Ты способен на большее, чем ты думаешь. «Хардкор» снят так, что просто некогда осмыслять сценарий и пытаться понять, что происходит вокруг. Нет времени думать, нужно действовать. Илья Найшуллер не предлагает посмотреть свой фильм, он зовет нас поучаствовать в нём. Прикоснуться к чему-то новому. Вспомните братьев Люмьер (соглашусь, претенциозное сравнение), в самом первом фильме в истории, показанном в марте 1895, запечатлено, как рабочие покидают фабрику. А в следующем, декабрьском фильме, показано прибытие поезда. В этих фильмах не было и намёка на сюжет, однако каждый без исключения зритель остался впечатлен, наверное, до конца своих дней. В революциях нет великих смыслов. А ведь фильм Найшуллера чем-то напоминает этот поезд, который сошел с рельс и полтора часа мчится по людям или машинам без разбора. Ну и что, если дорога уже исхожена, главное, что этот поезд не останавливается ни на секунду, а мы, наконец-таки, не встречающие на вокзале, а машинисты…

…TO BE CONTINUED.

«Хардкор» (2015) / Hardcore Henry

«Хардкор» постер

Жанр: боевик / триллер

Страна: Россия, США

Режиссер: Илья Найшуллер

В ролях: Шарлто Копли, Данила Козловский, Тим Рот, Хэйли Беннетт, Сергей Шнуров

Бюджет: $2 000 000

Премьера в РФ: 7 апреля 2016



Вадим Богданов


Оставьте комментарий



«««
»»»