«Я, Эрл и умирающая девушка»: Мой культ

Я Эрл и умирающая девушка

Почему я считаю фильм «Я, Эрл и умирающая девушка» одним из лучших фильмов 2015 года и почему готов приписать ему статус культового кино? Я попытаюсь объяснить ниже, но пока стоит отметить, что этот фильм получил главную награду на самом важном фестивале независимого кино Sundance, проходящего в начале каждого года в США, и еще ему вручили приз зрительских симпатий. Что-что, а в расположении к себе зрителей кино Альфонсо Гомез-Рейона может дать фору любому другому проекту более мастеровитого режиссера, например, того же Мартина Скорсезе, которым так восхищается Альфонсо, и у которого он был однажды личным ассистентом.

Абзац, в котором я рассказываю о сюжете фильма. Главный герой, он же рассказчик, он же «Я» из названия, он же Грэг (его играет Томас Манн) – саркастичный и излишне скромный подросток, школьник и человек без друзей (по собственному желанию). Он образно поделил всех учеников школы на определенные группы: Нация Спортсменов, Королевство Обкуренных, Республика Театральных Ботаников и так далее. Ему удалось найти золотую середину между школьным любимцем и всеобщим неудачником, перебрасываясь несколькими словами то с одной группой людей, то с другой, при этом находясь вне какого-либо школьного социума. Таков его идеальный план «выживания». Обедать он приходит в небольшой кабинет-библиотеку мистера МакКарти (Джон Бернтал) – экспрессивного и покрытого татуировками учителя истории. Так же там любит проводить время Эрл (АрДжей Сайлер). Эрл – не друг Грега, а, по его словам, «партнер по работе». Эрл и Грэг снимают фильмы с самого детства. Ну как снимают, переделывают классические ленты, которые им нравятся, коверкая названия. Уже на их счету 42 фильма, среди которых: 2:48PM Cowboy (отсылка к Midnight Cowboy Джона Шлезингера 1969 года), Eyes Wide ButtEyes Wide Shut Стэнли Кубрика 1999 года), My Dinner and Andre the GiantMy Dinner with Andre Луи Маля 1981 года) или A Sockwork OrangeA Clockwork Orange того же Кубрика). Эрл и Грэг – выходцы из разных слоев общества. Однако Грэг часто приглашал Эрла в свой более богатый дом, чтобы просто посмотреть кино – их общее увлечение. После чего они решили начать пропускать свои любимые фильмы через призму собственного восприятия. Да, у них была всего лишь дешевая камера и какие-то подручные вещи вроде ножниц, скотча, ламп или стульев, однако главным двигателем процесса была обоюдная и абсолютная любовь к кинематографу.

Абзац, в котором я ввожу «умирающую девушку». «Умирающая девушка»  из названия – это Рэйчел (Оливия Кук), человек очень искренний, милый и с чувством юмора. Они с Грэгом не были особо знакомы, пока у девушки не выявили лейкемию, и чрезмерно сочувствующая мама Грэга не заставила сына пойти к Рэйчел и попытаться побыть с ней. Деваться некуда, парень вынужден пойти. После обмена циничными фразами и неловкими шутками, Рэйчел разрешает «позависать» с ней. Вскоре происходит знакомство девушки с Эрлом, и начало их совместной дружбы. Спустя какое-то время, пока Рэйчел проходит лечение, двум юным киноделам подают идею снять фильм  специально для неё, чтобы поднять боевой дух девушки и придать ей больше сил для борьбы с заболеванием. Ребята берутся за это дело.

Абзац, в котором я рассуждаю на тему культовости фильма. «Я, Эрл и умирающая девушка» разительно отличается от других фильмов про людей, больных раком. Альфонсо Гомез-Рейон не старается зацикливаться на самой болезни, её последствиях и сочувствию окружающих, нет, он рассказывает историю. По сути, заболевание Рэйчел, как и бедность Эрла, как и общественная отчужденность Грэга являются лишь характеристиками главных персонажей. Можно было поднять каждую эту серьезную тему отдельно, но тогда бы фильм скатился в прагматичную драму с социальным подтекстом, а таких фильмов снято уже немало. Тем самым, режиссер буквально строит фильм на фундаменте уже избитых и потерявших свою актуальность за первое десятилетие XXI века тем, отдавая должное стремительно развивающемуся кинематографу. Фильм является скрытым призывом идти дальше, изобретать новые тенденции и поднимать более острые проблемы. Именно такие фильмы с потаенными мотивами, с посланием к новому поколению обретают бессмертие.

Абзац, в котором я подчеркиваю искреннюю любовь режиссера к кинематографу в целом. Безусловно, можно сказать, что это кино любит кино. Еще одна особенность в копилку культовому статусу фильма. Любовь к кинематографу проявляется не только в том, что главные герои – режиссеры, и в их отборной коллекции фильмов-переделок. Здесь буквально всё дышит кино. Отец Грэга (Ник Офферман) – кроме того, что предпочитает есть очень неординарную пищу, еще является киноманом  до мозга костей, очевидно откуда у его сына подобная страсть. Количество культовых режиссеров, к которым в течение фильма иногда откровенно, а иногда очень прозрачно отсылаются герои,  в разы превысило бы оных в каком-нибудь документальном альманахе, специально посвященном кинематографу прошлого столетия. А чего только стоит финальный трибьют Энди Уорхолу. Кроме дани уважения классическому кинематографу, в фильме есть упоминания и современных фильмов, в большинстве случаев в виде шуток, как например, в сравнении Грэга столовой с «морем с пиратами из «Капитана Филлипса» или кричащий Хью Джекман с постера «Росомахи» в комнате Рэйчел. Сам юмор в фильме просто берет на абордаж и долго держит в плену. Как бы драматические элементы не выдавливали из зрителя слезу (особенно в конце), количество, а главное качество шуток с горкой перевешивает всю драму. Альфонсо Гомез-Рейон не хочет, что бы мы рыдали над героями, он хочет, что мы смеялись вместе с ними. Если в соотношении комедии и драмы, первая ипостась побеждает, то стоит также оценить соперничество тем любви и дружбы. Ведь у нас есть два подростка, которые много времени проводят вместе и им весело. Но тема любви капитулирует еще на первых 20-ти минутах фильма, когда нам с экрана открыто заявляют, что «это не сопливая романтическая истории». Здесь объектом восхваления и почести является дружба. Чистая и неподдельная. Даже если она и обреченная. Еще один замах на культовое кино.

Абзац, в котором я восхищаюсь буквально каждой актерской работой в фильме. Хоть главным фильмом Томаса Манна и является «Проект Х», только здесь его искрометная игра, особенно в плане диалогов, вызывает неподдельное восхищение. Его партнер по фильму Эрл, исполняемый АрДжей Сайлером – дебютант в игровом кино. Но этого не ощущается ни в едином кадре, он привнес в своего персонажа такую гипнотическую напыщенность, соседствующую с неподдельной честью, что лишь манерой речи заставлял смеяться до коликов. Существует ли более искренняя улыбка в кинематографе, чем у Оливии Кук? Я сомневаюсь. Однако еще больше поражает детальная проработка буквально каждого персонажа, у которого есть хотя бы одна реплика в фильме. Ник Офферман играет отца-социопата, говорящего с котом, любящего путешествовать и странные наряды, его персонаж чем-то напоминает Рона из «Парков и зон отдыха». Его жену исполняет Конни Бриттон из «Американской истории ужасов», она играет высокоморальную мать, дико любящую своего сына. Мама Рэйчел, в исполнении Молли Шеннон (появлявшаяся в недавних сериалах «Жаркое американское лето» и «Ганнибал») напоминает кого-то из развратных бульварных дам  (в хорошем смысле) из старых дешевых фильмов, при этом еще пытаясь смириться с болезнью дочери. Новый «Каратель» – Джон Бернтал, кроме дикой энергии своего персонажа, привносит философский подтекст фильма – его рассказ о том, как он узнавал все больше необычного и интересного о человеке после его смерти тому виной. Эту мысль в фильме удалось раскрыть с завидной простотой и изяществом. Причем это лишь некоторые второстепенные персонажи, которые за считанные минуты на экране раскрыты так глубоко, что обзавидуются большинство крупных голливудских лент. Поверьте, каждый персонаж фильма найдет способ запасть вам в память. Чем не плюс в копилку потенциального культового фильма.

Абзац, в котором всё только начинается. Правда, всё-таки должен признать, что если фильм и станет культовым, то только среди молодежи. Для большинства возрастных любителей кино, как правило, лимит на количество культовых фильмов ограничен, в основном, временным фактором, для них попросту выражение «новое кино = культовое кино» является аксиоматически невозможным. Но мы-то, народ молодой, сами создаем себе культы, сами решаем какие фильмы возводить на пьедестал. Мы должны тщательно следить за самыми необычными фильмами, выходящими сейчас, ведь попросту рискуем пропустить «наше» кино. Наше «Криминальное чтиво», наше «Психо» или нашего «Крестного отца». Пока мы понятия не имеем, будет ли какое-нибудь сегодняшнее кино мировым достоянием, однако кому как ни нашему поколению это решать? «Я, Эрл и умирающая девушка» – уникальный фильм по меркам целого поколения, он одновременно чтит традиции раннего кинематографа и призывает развиваться дальше. Таков мой культ. Присоединяйтесь.

Я, Эрл и умирающая девушка / Me and Earl and the Dying Girl (2015)

Я Эрл и умирающая девушка Постер

Жанр: драма, комедия

Страна: США

Режиссер: Альфонсо Гомез-Рейон

Оператор: Чун Чун Хун

Композитор: Брайан Ино, Нико Мьюли

В ролях: Томас Манн, АрДжей Сайлер, Оливия Кук, Ник Офферман, Конни Бриттон, Молли Шеннон

Бюджет: $8 000 000

Мировая премьера : 25 января 2015


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Один комментарий

  • Rochester Rochester :

    Буду краткой. Мне 66 лет. Более честного и “затягивающег” фильма на тему “несправедливой смерти молодых” не видела. Действительно, теперь имя режиссера, исполнителя главной роли (Оливия Кук мне и раньше была знакома) станут для меня своеобразным маркером, сигналом смотреть фильмы, к которым они приложили руку.

Оставьте комментарий



««« »»»