Иван Зорин. Зачем жить, если завтра умирать. Три измерения. Ясновидец. — М.: РИПОЛ классик, 2015. — 448 с.
В новую книгу московского писателя Ивана Зорина вошли сразу три произведения: роман «Зачем жить, если завтра умирать» об одиночестве, изоляционизме и обществе, которое настигает при всех попытках его избежать, роман «Три измерения», в котором герой находит свое продолжение в персонажах виртуальной 3D игры, и повесть «Ясновидец», отсылающая к событиям начала XX века. Все произведения Зорина полны аллюзий, загадок и интеллектуальных ловушек, провокаций, острых дискуссий и философских рассуждений. Чтение «Зачем жить, если завтра умирать» – это литературный квест, нелёгкое, но безумно увлекательное путешествие по книжным лабиринтам, сложенным из слов.
«Зачем жить, если завтра умирать» – роман провокационный и вызывающий, но в то же время являющийся образцом интеллектуальной прозы. Его авантюрный сюжет – обёртка, в которую мастерски упакованы философские рассуждения, социально-политические дискуссии и актуальные вопросы морали, свободы и попытки человека восстать против навязанных обществом стереотипов. Главные герои: Владислав Мезряков – ведущий психологических тренингов, и один из его слушателей Антон Лецке. С первых строк роман увлекает остросюжетностью: Лецке предлагает Мезрякову странную игру и просит убить его, угрожая, что с этого момента сам станет охотиться на Мезрякова. Вначале Мезряков списывает всё это на шутку или сумасшествие, но вскоре понимает, что Лецке не шутит. И тогда принимает игру… Эти странные «казаки-разбойники» обогащают их пустую, наскучившую жизнь, добавляют остроты и необычных ощущений. Игра, в которой они пытаются спрятаться от одиночества, балансирует между реальностью и выдумкой, любовью и ненавистью, жизнью и смертью. В романе немало нарочито скандальных моментов, включая политические рассуждения, анти-религиозные мотивы и тему однополой любви. Но роман – не об этом. Он том, каково это – быть «другим». Всегда, везде и во всём.
«Три измерения» – роман-игра. Читая его, не сразу понимаешь: кто – реальные герои, а кто – всего лишь персонажи необычной 3D-игры, в которую играет главный герой, примеряющий на себя, как костюмы, разные судьбы. Повествование романа – лента Мёбиуса: две сюжетные линии, реальность и игра, переплетаются, перетекают друг в друга, но не пересекаются. «Три измерения» – это ловушка, попав в которую, читатель и сам превращается одновременно и в игрока, и в персонажа этой странной игры.
Повесть «Ясновидец» отсылает нас к событиям начала XX века, в числе его декораций: русская глубинка, дворянское поместье, подпольные игорные клубы Петербурга и окопы Первой мировой. Главные герои «Ясновидца» – барон Алексей Лангоф и его слуга Данила, безграмотный деревенский калека, умеющий заглядывать в будущее. За мастерской стилизацией «a la russe» – история не только дореволюционной России, но и современной. Эта повесть перекликается с романом «Зачем жить, если завтра умирать», в ней те же разговоры о политике, религии и пути страны, та же тема лишнего человека, русского интеллигента, который мучительно пытается найти своё место в жизни России. И не находит его.
Полина СОЛОВЬЁВА.
Интересно. Обязательно попробую почитать. Как раз на работе буду перерывы делать, как раз искала, что почитать.