«Эйзенштейн в Гуанахуато»: 10 дней, которые потрясли Эйзенштейна *****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Показ биографической драмы «Эйзенштейн в Гуанахуато» (Eisenstein in Guanajuato, Нидерланды, Мексика, Финляндия, Бельгия, Франция, 2015, режиссер Питер Гринуэй, в ролях – Элмер Бэк, Луис Алберти, Майя Сапата, Лиза Оуэн, Стелио Саванте, Якоб Ерман) состоялся в рамках 37-го ММКФ в Театре киноактера.

В октябре 1931 года самый известный советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн (финский актер Элмер Бэк, добившийся потрясающего сходства со своим героем) выезжает за пределы СССР – сначала в США, а затем в Мексику. Там он работает над картиной «Да здравствует Мексика!», которую финансируют американские леваки во главе с писателем-коммунистом Эптоном Синклером. Из-за конфликта с продюсерами работа над фильмом прерывается. Картина из имеющегося (и более чем достаточного) материала будет смонтирована Григорием Александровым только в 1979 году.

Итак, 32-летний визионер, эксцентрик и девственник Эйзенштейн останавливается в Гуанахуато, где хочет снять знаменитый Музей мертвецов и заодно попасть на отмечаемый ежегодно День мертвых. Тем временем в Советском Союзе отношение к режиссеру заметно меняется. По мере того, как странствующий талант знакомится с голливудскими знаменитостями, враждебность к нему растет, а сама страна кардинально преображается под руководством Сталина.

Эйзенштейн же проводит в Гуанахуато 10 дней, которые, по его собственному признанию, стали настоящим потрясением. Здесь он открыл для себя рай на земле, миф о смерти как о попутчике и дружелюбном собеседнике, любовь и, наконец, секс. Его проводником по миру Эроса-Танатоса оказался молодой историк-религиовед Паломино Каньедо (Луис Алберти).

Новый фильм Питера Гринуэя, предположим, самого талантливого среди современных артхаусных скандалистов, стал одним из наиболее ожидаемых в программе 37-го ММКФ – неожиданного островка либерализма и свободных нравов в самом центре Москвы. После «каннской 3D-порнографии» («Любовь» Гаспара Ноэ), очередной провокации от Ларри Кларка («Наш запах») и минетов молодым итальянским жеребцам («Пазолини»), казалось, Гринуэй уже ничем не сможет удивить. Но реальность превзошла все ожидания, и той компании, что возьмется прокатывать фильм в России, нужно заранее ставить памятник за смелость.

Эпатаж «Эйзенштейна» базируется на предположении Гринуэя (которое вроде бы как подкрепляется некоторыми историческими фактами) о гомосексуальности создателя «Броненосца «Потемкина». Эта тема поставлена здесь во главу угла, все вертится вокруг полового члена, а, учитывая раскрепощенность Гринуэя в показе мужского full frontal («Интимный дневник», «Повар, вор, его жена и ее любовник»), сказать, что фильм местами шокирует – ничего не сказать. Понятное дело, что из-за закона о запрете пропаганды гомосексуализма российская сторона не принимала участие в съемках, а прокат на территории РФ стоит под вопросом.

«Эйзенштейн» – истинная работа Гринуэя. Т.е. экспериментальный, перенасыщенный интереснейшей информацией (кажется, чтобы ничего не пропустить, ленту надо неоднократно пересмотреть), наполненный язвительной иронией и тонким юмором, изобретательно снятый, филигранно сыгранный, подстегивающий любопытство зрителя фильм. Это – удавшаяся на «отлично» попытка режиссера запечатлеть своего кинематографического кумира в момент познания самого себя. Даже если исторической правды в этом фильме ни грамма, смотреть его от этого не менее интересно.

Денис ШЛЯНЦЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»