В июне отмечает свой юбилей кинорежиссер и продюсер Дмитрий Барщевский – создатель российских киношедевров «Риск», «Московская сага», «Тяжелый песок».
Режиссер с особым почерком, вкусом, своей жанровой эстетикой. В полной мере Дмитрия Барщевского можно причислить к той уникальной когорте создателей и основоположников высокого образца сериального жанра. Кинорежиссер чрезвычайно вдумчиво берется за серьезную драматургию, за произведения, во многом сформировавшие вкусы целого поколения людей, и прошедшие испытание временем. В его фильмах отражены все грани драматических событий ХХ столетия.
«Сегодня не многие захотят так выкладываться, но мы прожили жизнь в старом кино и привыкли работать с максимальной отдачей», - говорит Дмитрий Барщевский. Режиссер внимателен к деталям, к исторической достоверности, подбору реквизита и костюмов, особенное внимание всегда уделяет работе с актерами и всегда строго следует исторической правде.
Его фильмы посмотрели миллионы человек, они получили широкое международное признание на серьезных кинофорумах, песни из фильмов звучат до сих пор, школьники пишут сочинения о героях созданной им киносаги.
Наталья Виолина – жена, бессменный и любимый автор сценариев ко всем фильмам, по словам самого режиссера: «я просто не встретил сценариста, который так понимал бы меня человечески и творчески. Обладал бы таким даром выразительного слова – для меня единственно точного». Кинематографическую династию продолжают дети, дочь Дарья Виолина – креативный продюсер, сценарист, кинодокументалист, ее работы отмечены многими наградами.
Сейчас режиссер плодотворно работает над новыми проектами: «Кто вернется – долюбит» (сценарий Натальи Виолиной), «Юдифь» (экранизация повести Леонида Зорина), «Красавица» (авторы сценария Наталья и Дарья Виолины).
Лариса Удовиченко:
«Юбилей, дата для Дмитрия Юрьевича такая совсем не подходящая, это очередной день рождения, а не рубеж. Рубежи ассоциируются со взрослыми, закостеневшими, забронзовевшими персонами, а Дмитрий совершенно другой – он легкий, летящий, очень мягкий, уютный. С семьей Д. Барщевского мы дружны очень давно, очень хорошо знаю Наташу Виолину. Очень близко дружим уже больше 30 лет, встречались в домах у друзей, но вместе никогда не работали, и вот настал момент, когда Дмитрий пригласил меня работать в свою картину «Бульварное кольцо», до этого я играла в «Тяжелом песке», где Дмитрий был продюсером. Наташа Виолина меня очень хорошо знает, также как и Дмитрий, и роль была написана для меня. Работать с ним прекрасно, он никогда не давит, но, в то же время деликатно, интимно раскрывает характер роли, рассказывает о мире, атмосфере, окружающей персонаж, не давя на личность, актерскую природу. Великое счастье, когда режиссер не зажимает крылья, а только расправляет их! Все персонажи как маленькие ручейки должны объединяться в большую реку для рождения полноценной картины, которую он выстрадал, выносил и рождает! На съемочной площадке вся семья в помощь, вся семья смотрит в монитор, советует, лучшие кадры и ракурсы, а это очень важно. Я очень рада много лет с ним дружить и буду счастлива новым ролям.
Диме желаю прежде всего здоровья и сил, чтобы реализовывать свой талант и дальше!»
Юрий Соломин:
«Искусство по-настоящему ценно, когда идет от сердца, от души. У Дмитрия Барщевского все идет от сердца. Он такой и в творчестве и в семейной жизни. Д. Барщевский – глава большой прекрасной и очень талантливой семьи - единения творческих единомышленников. Наталья Виолина (жена) – потрясающей души человек, талантливая дочь Даша, которая тоже полностью погружена в профессию и ей многое удается.
Познакомились мы с семьей Барщевских – Виолиных в начале 2000 г., в Малом театре, когда Дмитрий с Натальей пришли ко мне с предложением сыграть роль профессора Бориса Градова («Московская сага»), буквально через полчаса мы подружились, и я уверен, что на всю жизнь! У нас оказалось много общих тем, Д. Барщевский очень близкий мне по духу человек, он удивительно чист душой. В самые мои трудные моменты Дмитрий Юрьевич всегда меня поддерживал и очень помогал!
В профессии Дмитрий Юрьевич более полувека. Много занимался кинодокументалистикой. Знаю, что многие картины выношены, выстраданы им, я только теперь понимаю, чего это стоило, чтобы картины вышли на экран, и какой это адский труд.
На съемочной площадке Дмитрию Юрьевичу всегда удается создавать атмосферу удивительной доверительности, как режиссер он никогда не давит, он ненавязчив и очень деликатен. Вспоминаю съемки «Московской саги» в Серебряном Бору, там был специально выстроен дом для съемок, впервые в жизни столкнулся с тем, что график съемок подстраивался под артистов! С киногруппой мы тогда практически сроднились, в этом большая его заслуга.
Дмитрий Юрьевич всегда работает без халтуры, и каждый раз оставляет кусочек своего сердца для КАЖДОГО артиста, КАЖДЫЙ съемочный день. Думаю, что такую теплую домашнюю атмосферу, которую ему удалось создать на площадке, мне не придется больше встретить в кинематографе. Киногруппа Д. Барщевского всегда работает по системе М. С. Щепкина и А. Островского, где сцена – это дом, у Дмитрия Юрьевича съемочная площадка – это дом, дом со своими традициями.
Дмитрию Юрьевичу хочу пожелать бодрости, быть всегда таким же обаятельным, интеллигентным и очень мужественным!»
Екатерина Никитина:
«С Дмитрием Барщевским я работала на двух кинокартинах: в экранизации трилогии Василия Аксенова «Московская сага» и телеповести «Бульварное кольцо». Я безумно ценю его, люблю и очень уважаю. Дмитрий Юрьевич сыграл важную и значительную роль в становлении меня как актрисы, в формировании моей индивидуальности. Работа с Дмитрием Барщевским – бесценный опыт, а роли, предложенные мне - шикарные, необычайно многогранные и объемные.
Знаю, что его очень любят и актеры и зрители! И я искренне надеюсь на дальнейшую совместную работу».
Кристина Орбакайте:
«Дмитрию Барщевскому 70 лет! В это, конечно, невозможно поверить – Дмитрий Юрьевич человек с непрекращающейся энергией, остроумием, обаянием. Когда мне предложили сыграть роль певицы Веры Горды, в киноэпопее «Московская сага», я, не раздумывая, согласилась. Вся наша съемочная, а точнее творческая группа окунулась в 30-е, 40-е, и 50-е годы – в советское время. Атмосфера на площадке царила незабываемая, и это заслуга не только режиссера, но и его команды. Семейный альянс Виолиных-Барщевских совершенно неподражаем. Весь съемочный процесс проходил в дружественной семейной обстановке, все были полностью поглощены процессом и каждый старался внести свой вклад в костюм, в роль, в характер. У меня сохранились очень приятные ностальгические воспоминания о работе в этой команде.
Благодаря картине «Московская сага» в моем репертуаре появилась песня «Тучи в голубом». Для меня как для певицы это огромная удача – исполнять такую песню. «Тучи в голубом» не оставляет равнодушными никого вне зависимости от возраста или музыкальных предпочтений. В моей концертной программе она занимает почетное место. Многие считают, что эта песня военных лет и, конечно, в этом заслуга и композитора Александра Журбина. Люди приняли песню «Тучи в голубом» как народную, как свою и очень быстро полюбили ее. Сейчас ни один военный праздник и, конечно, праздник День Победы не обходится без песни «Тучи в голубом».
Я с удовольствием поздравляю Дмитрия Юрьевича Борщевского с 70-летием. Эта дата совершенно ему не соответствует. Молодой, обаятельный, остроумный, энергичный человек. Можно сказать очень много, но я хочу пожелать творческих планов и их осуществлений. И, конечно, терпения в каких-то непростых моментах, но я уверена, что с таким опытом и с таким верным плечом как Наталья Владимировна Виолина, всегда все получится. Счастья Вам, любви и здоровья. Пусть все получается. Люблю Вас, целую».
Н. БЕГАНОВА.