«Кибер»: Спасти мир от компьютерного вируса ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Криминальный боевик «Кибер» вышел в широкий российский прокат 29 января 2015 года. Режиссер: Майкл Манн. В ролях: Крис Хемсворт, Виола Дэвис, Тан Вэй и другие. 

В результате кибератаки произошла крупная авария на одной из азиатских АЭС. Через некоторое время неизвестный хакер создал панику на товарно-сырьевой бирже, рекордно подняв цены на сою. Оба этих события непостижимым образом оказываются связанными друг с другом. Лучшие компьютерные умы расписываются в своем бессилии, а власти США и Китая, позабыв былые разногласия, объединяются в борьбе с интерактивным мировым злом.

Распутать замысловатый клубок способен лишь киберпреступник Николас Хэтуэй (Крис Хэмсворт), отбывающий срок за экономические махинации в одной из тюрем. В отсутствие настоящего дела парень развлекает себя тем, что взламывает электронные терминалы и отправляет на мобильные счета собратьям по несчастью по 900 долларов, а разъяренным следователям терпеливо объясняет, что все это – происки его тезки Санта Клауса. Расследование дерзких атак не только должно помочь направить кипучую энергию Хэтуэя в мирное русло, но и, возможно, освободиться раньше времени. Однако осторожные террористы, прознав о готовящейся операции, с легкостью превращают охотников в жертв.

Режиссер «Схвтки» и «Полиции Майями» Майкл Манн всегда отличался нестандартным подходом к материалу. Он не гнушался темами, которые многие его коллеги опрометчиво считали «некиногеничными» и стремился к документальной точности в изображении событий. «Кибер» не является исключением. Толчком к созданию фильма послужила история о разработанном США и Израиле компьютерном вирусе Stuxnet, нанесшем в 2010 году серьезный удар по ядерным проектам Ирана. Паника, вызванная этой историей, была настолько велика, что в какой-то момент даже появились слухи о причастности вируса к аварии на японской станции Фукусима. Все это позволило Манну впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, выстроив особые отношения между инфраструктурой и киберпространством.

Провал в прокате байопика о Джулиане Ассанже «Пятая власть» свидетельствовал о том, что общество, несмотря на тотальную компьютеризацию, пока еще не готово к обилию специальной терминологии на экране. «Кибер», увы, подтвердил эту мысль, хотя здесь мы имеем дело с более жизнеспособным гибридом «интерактивного» детектива с боевиком и мелодрамой. Непредсказуемости картине добавляют и постоянные перемещения героев по США, Малайзии, Гонконгу и Индонезии (в последнем случае мы к тому же «попадаем» на массовое народное гуляние, оборачивающиеся кровавой драмой).

Перегруженные излишними деталями фильмы нередко спасает добротная игра актеров. Так произошло и на этот раз. «Няшка» Крис Хэмсворт, обычно демонстрирующий мускулы и плавящий томным взглядом девичьи сердца, теперь предстает в несвойственном ему амплуа компьютерного гения. Специализация героя и сложная передряга, в которой он оказался, отнюдь не располагают к сильным эмоциональным всплескам. Поэтому он общается со своей напарницей – китаянкой Лянь Чен (Тан Вэй) – преимущественно скупыми жестами и сдержанными кивками головы, объясняющими порою больше, чем иные запутанные диалоги и возвышенные тирады.

Китайская философия вообще очень украшает «Кибер». Пожалуй, только люди с восточным менталитетом могут на полном серьезе советовать программистам работать с открытым сердцем и чистыми намерениями, чтобы достичь наилучших результатов. Вместе с тем, политическая подоплека американо-китайских отношений является в фильме источником дополнительного напряжения: ФБР понимает, что не может обойтись без китайцев, но при этом опасается им ненароком слить секретные технологии. И совсем уж неожиданным окажется для зрителей «Кибера» спекуляция на актуальной украинской теме.

Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»