Пресс-показ биографической драмы «Ив Сен-Лоран. Стиль – это я» режиссера Бертрана Бонелло, выдвинутой от Франции на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм», состоялся в кинотеатре «Синема стар». В фильме снимались: Гаспар Ульель, Жереми Ренье, Леа Сейду, Эмилин Валаде, Луи Гаррель, Амира Казар и другие.
Принявший бразды правления из рук Кристиана Диора, совершивший главные модные революции 1960-1970-х годов, приодевший женщин в платья по мотивам полотен Пита Мондриана и переодевший их же в смокинги, модельер Ив Сен-Лоран уже к середине жизни смертельно устает от себя. «Хочу то же самое, только новое», – вот зудящая мысль, которая движет им при перепланировке квартиры, поиске замены покинувшим его любовникам или издохшему псу Мужику. То же касается и творчества. Пик наивысшей активности пройден, впереди только спад и старость. В тридцать один Ив Сен-Лоран слишком умен, чтобы это отрицать, но слишком мелодраматичен, чтобы принимать как должное то, что со временем он обрюзгнет, перестанет убирать грязь под ногтями и превратится в ненужное приложение к собственному имени. Что и говорить, становиться брендом при жизни чертовски тяжело.
Декадентская атмосфера фильма задается с первых же минут. Ив Сен-Лорана, дерзновенного революционера и всеми любимого диктатора в области красоты и стиля, сложно узнать в исхудавшем за время абсурдного призыва в армию, надломленном после «лечения» электрошоком человеке, который еле шелестящим голосом просит ключи от номера в парижском отеле. В 1967 года он дает судорожное телефонное интервью и поверяет незнакомому голосу свои тревоги и страхи, печали и горести, выпуская струйку сизого дыма к потолку. За окном в тумане, более типичном для Лондона, угадываются очертания Эйфелевой башни.
Поразительно то, что видимых причин для кризиса нет – весь мир лежит у ног модельера подобно бульдожке с именем а-ля рюс, заказы сыплются на модный дом YSL как из рога изобилия. Верные подданные Ив Сен-Лорана, начиная с личного помощника и до рядовой швеи, ловят каждое его слово. Повинуясь высочайшей воле, они кроят и распарывают, шьют и гофрируют, строчат и укладывают волнами километры ткани, стежок за стежком воссоздавая то, что привиделось их гению и вдохновителю. Труд портних – непосредственных создательниц того самого haute couture, – завораживает не меньше, чем десятилетия страданий Ива Сен-Лорана, который большую часть экранного времени влажно поблескивает глазами сквозь толстые стекла очков, эквилибрирует сигаретами, бокалами и карандашами, и, конечно, предается утехам. Исполнителю главной роли Гаспару Ульелю все это до ужаса к лицу, не кажется чем-то лишним даже его появление с сальной улыбочкой в полностью обнаженном виде перед Жереми Ренье, сыгравшим ближайшего друга модельера Пьера Берже. В год смерти Ив Сен-Лорана они официально вступили в брак.
Ленту номинировали на Квир – Пальмовую ветвь Каннского фестиваля 2014 года за освещение ЛГБТ-темы в кино, но, к чести создателей, фильм не превратился в манифест. Такого рода сцены строго дозированы. Где-то к середине фильма понимаешь, что они очень даже органичны в общем кинематографическом потоке цвета, света и отменной музыки, а к концу и вовсе сдаешься, соглашаешься, что фильм ничуть не теряет своей глянцевой притягательности из-за нескольких секунд с целующимися мужчинами или кусочка арии какого-то кастрата. Кинотеатр покидаешь с ощущением сделанной прививки для повышения толерантности.
Ценители истории моды и знатоки биографии великого модельера, несомненно, оценят два с половиной часа наедине с Ив Сен-Лораном, лишенным лоска, максимально приближенным к реальности. Впрочем, насчет степени приближения можно поспорить. Фильм Бертрана Бонелло не был одобрен официальными представителями модельера. Для рядового же российского зрителя фильм будет как минимум не очень близок.
Полина МОРОЗОВА.