«Беглецы»: Тайга все спишет ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Премьера российского приключенческого триллера «Беглецы» состоялась в кинотеатре «Каро Фильм Октябрь» 22 сентября 2014 года. Режиссер: Рустам Мосафир. Актеры: Пётр Фёдоров, Елизавета Боярская, Валерий Гришко и другие.

Россия, 1907-й год. В ответ на усиление революционного террора власть максимально ужесточает условия содержания ссыльных каторжников. Теперь заключенным, из-за заплечных мешков прозванным горбунами, убежать практически невозможно. За ними рыскают хваткие охотники - преимущественно наименее слабонервные представители казачества. Алчные преследователи стреляют без предупреждения и отрезают у трупов уши, за которые получают от государства хороший куш.

В одну из таких засад попадает группа беглых политзаключенных. Казаки безжалостно отстреливают практически всех, но одному из каторжан, Павлу (Петру Федорову), удается бежать. Охотники идут буквально по пятам, однако герой находит убежище у недружелюбного Василия, живущего с молчаливой девушкой Устей (Елизавета Боярская). Основательный мужик оказывается себе на уме и надеется использовать нежданного гостя на золотых приисках. Планы хозяйственного таежного аборигена срываются все теми же разнузданными казаками, которые вовсе не собираются упускать свою жертву, способную принести им неплохую наживу.

«Беглецы» – малобюджетный фильм, создатели которого обошлись без впечатляющих спецэффектов, из ряда вон выходящих пейзажей и головокружительных трюков. Преследование хоть и динамично, но лишено должного размаха – так что порою возникает впечатление, что все место действия ограничивается лесным массивом площадью не более гектара. Такая локализация, как ни странно, идет фильму на пользу, поскольку главным героем фильма является Ее Величество Тайга.

Люди бессильны перед ее слепой властью. Из-за прихотей всесильной тайги преследователи и их жертвы постоянно меняются местами, а недавние соратники становятся злейшими врагами буквально за считанные мгновения. И животные, и люди в данной ситуации несамостоятельны в своем выборе, будучи одинаково беспомощными перед лицом могучей природы. Бесполезно ставить ловушки, лелеять хитроумные планы и разрабатывать замысловатые стратегии. Ведь тайга, как и война, все спишет. Она может дать кров в критический момент, а может перемолоть, когда уже, казалось бы, все самое опасное позади.  

Почти языческое отношение создателей фильма к тайге оправдано представленным в фильме социальным срезом. Рустам Мосафир сосредоточился на переломном годе, когда, так же, как и в наше время, представители разных классов затеяли друг с другом непримиримую борьбу, поставив во главу угла золотого тельца. Одним позарез нужны деньги на свадьбу, другим – на новую жизнь. Но приговор, вложенный в уста Павла, все равно один: «Деньги пропьешь, а имущество пустишь на ветер».

Как итог, ярких и самостоятельно действующих героев в фильме, по сути, нет. Петр Федоров после «Сталинграда» не выходит из образа взвинченного мачо, порой слишком суетливого для настоящего супермена. Зато есть хорошая новость для тех, кого раздражает своеобразный грудной голос Елизаветы Боярской: в «Беглецах» ее Устя нема, как рыба! Настоящими героями могли бы стать мудрые и волевые представители северных народов, понимающие Тайгу, как самих себя, но им в фильме отведена сугубо декоративная функция «бабушки в окошке» из детской передачи «В гостях у сказки».

Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»