Когда в начале 2014 года я беседовал с экс-солисткой «ВИА Гры» Альбиной ДЖАНАБАЕВОЙ, я не знал, что она беременна вторым сыном (родила в июле), иначе беседа бы выстроилась иначе: мы с ней говорили о фильме «Измена», где она снималась за пару лет до эфира, а бывшие товарки как раз и обвиняли её в том, что она увела отца своих сыновей Константина Меладзе от жены Ирины и троих их детей. То есть прямо переход через Майдан по минному полю. Ну и «украинскую тему» не затронул бы: пресловутый Евромайдан тогда ещё не обернулся гражданской войной, где гибнут и дети тоже.
Домашние животные
– Добрый вечер. Альбина, у нас есть традиция: мы кошек пристраиваем зрителям программы «Правда 24». То есть вообще изначально, конечно, я планировал, что просто будем гостям отдавать животных. Но у гостей, как правило, уже есть питомцы. Сегодняшнюю нашу подопечную зовут Хонда. Потому что её у автосервиса нашли.
– Имя перспективное. Ну а если гость не возьмёт, то что?
– А гости и не берут. Швыдкой лишь взял одну кошку в театр, мышей ловить. Однако мы зрителям четвероногих отдаём, поклонницам или поклонникам. В вашем случае скорее, наверное, поклонникам.
– У вас хорошая такая, благородная миссия.
– Ну, хоть что-то должно быть благородное в нашей профессии. У вас ведь есть кот, кстати?
– Я вообще люблю собак. Я собачница. У меня был единственный друг с 11 лет, как мне родители щенка купили. Собака прожила 14 лет. Это по собачьим меркам большой срок. Колли. И я, конечно, как своего друга воспитывала её, дрессировала. И, когда её не стало, я себе сказала, что всё, никаких собак. Это была трагедия прямо. Уже во взрослом возрасте.
– Как её звали?
– Динара. И я сказала себе: никаких собак больше, всё. И тут, значит, подарили мне вот такого крошечного йорка. И делать нечего. Растопил он моё сердце. В общем, живёт у нас пятый год.
– А йорка-то как зовут?
– Луиджи. И кот прибился. Прибился к двери в прямом смысле. На самом деле их двое было. Два братика. Они маленькие, одинакового размера, рыженький и беленький. Но как-то так получилось, что беленький приболел немножко. И, в общем, принесла я его и сказала: лечим, выхаживаем, пускай живёт. Но он уже сейчас разъелся. Он такой – хозяином себя почувствовал.
Домашние люди
– Вам 11 лет было, когда вам Динару подарили?
– Да. Тогда я у родителей просто вытребовала.
– И в этом году Константину, сыну вашему, 10, да? Он как к домашним животным относится? Или у него гаджеты вместо домашних животных, как у них у всех сейчас?
– В общем-то нет, домашние животные нас окружают. И ему нравится кот. Потому что его можно потискать и он ничего не сделает. Собака же вырывается – Луиджи неспокойный по натуре. А кота можно поносить, надеть на шею, как в мультике. Но всё уже, кот сопротивляется тоже. Гаджеты, конечно, присутствуют тоже. Что делать? Боремся. Сами дарим и сами же боремся. Но, в принципе, на уровне утренника в школе спеть песню…
– Но Константин будет в шоу-бизнесе или нет? Как мать считает?
– Мать считает: нет. Ну, а в общем, как получится, естественно. Но пока у него нет ни малейшего интереса ко всему происходящему. Он съёмки терпеть не может, и если я беру его с собой на какую-то съёмку, он уже просто весь изводится.
– Но а как Константин вообще ваше творчество воспринимает? Слушает?
– Слушает, естественно. И на спектакль ходит.
– Почему «естественно»?
– Потому что я ему показываю. Он поддерживает меня. Он уже в таком возрасте, когда понимает, что его мнение для меня очень важно. И вообще-то я с детства прислушиваюсь, даже когда ему три года было, наверное. «А как ты считаешь, это лучше или вот это?» И мне было интересно, что же он выберет, что он скажет. Но а сейчас уже немножечко всё изменилось. И если он приходит на спектакль, он делает свои выводы какие-то. «Мам, я бы ещё раз посмотрел», посмотрев уже дважды, он говорит. «Ты возьмёшь меня?» «Возьму». То есть ему нравится, когда идёт действие. Когда процесс приготовления каких-то дублей происходит, режим ожидания…
Про «Измену», но не про измену
– Упомяну кино позапрошлого года «Измена», где вы сыграли одну из главных ролей. Но фактически мне кажется, что это самая главная женская роль.
– Я так не считаю. Всё-таки главная женская роль была у Франциски (Франциска Петри исполнила роль Её, а Деян Лилич роль Его. – Е.Д.). У меня была роль второго плана, скажем так.
– Но вот вы запомнились и зрителям, и, как мне кажется, профессионалам тоже. Потому что я помню отзывы. Как так получилось, что Кирилл Серебреников неожиданно, как мне кажется, выбрал вас?
– Да, для меня это тоже было неожиданно в принципе.
– Но он понимал, делая вам предложение, что вы – солистка известной украинской поп-группы?
– Сначала сказал, что не понимал. Но, тем не менее, мы спели в караоке «Цветок и нож».
– У вас дуэт был?
– Да, да. Он поёт.
– Я следующий раз попрошу его «a cappella» что-нибудь исполнить у нас в студии.
– Думаю, что он откажется. Ну, не знаю, как пойдёт, конечно. Но так, в компании – он поёт. И очень даже неплохо, хочу сказать. Поёт замечательно. Прошло какое-то время. Мы вообще не обсуждали никаких планов, ничего. И меня вызывали не на пробы, а просто поговорить, поговорить о роли, выслали мне сценарий. Я прочитала. Ну, конечно, меня захватило.
– Да, вы там разлучница такая.
– Да нет, дело не в разлучнице. Дело не в этом совершенно. А сама эта история вообще, эта трагическая история – она меня раздавила.
– Вы в двух словах расскажите, если можно, как вы эту историю ощущаете? Как она вам видится?
– Но тема-то хорошо известная всем, в принципе, я не буду говорить, что нет, это не про меня и со мной такого не было. Ведь никто не поверит, и я не поверю и вы не поверите. Тема основная, наверное, в нашей жизни. А здесь вариация, что могло бы быть, если бы события сложились бы вот таким вот образом. Как обычно, совершенная случайность, да? Человек приходит к врачу и вдруг узнаёт о том, что его жена ему изменяет.
– Причем с мужем врача, да?
– С мужем врача, да. Но такая завязка, ух, детективная. Но и всё, зерно сомнений уже посеяно. И вот герой начинает присматриваться ко всем мелочам в своей жизни.
– Но и у них возникают отношения. У врача и пациента-рогоносца. Как в жизни.
– Как в жизни. Но я считаю, что вот эти отношения возникшие, они не совсем здоровые, конечно. На мой взгляд. Это отношения не людей, которые, в общем-то выбрали друг друга, ну, не знаю, как угодно, да, с симпатией, с каким-то интересом. Свободные люди. Это люди, объединённые горем, в принципе. И поэтому все это было как-то немножечко нелепо, да. Вот их там секс первый какой-то. Это всё было нелепо, несуразно, странно, неловко. Это месть супругам.
Не мстительная, но обидчивая
– А вы сами по жизни мстительный человек, обидчивый? Вы запоминаете обиды?
– Нет, я не мстительный. Месть – это такое, конечно, чувство, странное. Но я воспитываю себя. Я обидчивая, да. И была в школе обидчивая. Меня могли какие-то вещи ранить.
– Какие, например?
– Любые. Самая мелочь могла меня ранить. И сейчас, видимо, я не сильно изменилась. Но, конечно же, я вырабатываю в себе определённые качества, чтобы не воспринимать это всё так близко к сердцу. Плюс я повзрослела и уже немного по-другому могу смотреть на жизнь, где-то с юмором даже.
– Я помню, что когда вы об этом фильме говорили с Фёдором Бондарчуком, вы фразу произнесли, о которую я, ну, споткнулся, так сформулируем. То есть я даже в YouTube просматривал, 2-3 раза прослушал.
– Что же такого я сказала?
– Вы сказали, что любая провинциальная девушка должна очень хорошо выглядеть с утра. И я подумал: а почему именно с утра?
– Это был вопрос… он спросил у меня, сколько мне времени нужно, чтобы выйти из дома.
– Да, и вы сказали, что пять минут.
– Я сказала, по-моему, что мне нужно где-то семь минут или я уже не помню, сколько. Но, действительно, очень мало. В принципе, я могу выйти из дома, ну просто что-то накинув на себя. Раньше я так не считала. То есть раньше мне казалось, что нужно как? Проснуться, привести себя в порядок, так сказать, накраситься. То есть вот эта разница в том, как человек воспринимает себя. Понимаете? То есть сейчас уже, видимо, и ритм такой у меня как бы. И действительно, не это главное: накрасишь ты с утра ресницы и наложишь румяна или нет, понимаете?
– А я просто зацепился за эпитет «провинциальной». Вы себя по-прежнему считаете провинциальной девушкой, став международной звездой?
– Как вам сказать? Да я себя и не считала провинциальной. Я родилась в большом городе. В городе-миллионнике.
– Городище?
– Волгоград. Почему же Городище?
– А у вас в биографии указано это место рождения… Городище Волгоградской области.
– Нет, я родилась в городе-герое Волгоград. Жила там всю свою жизнь. Городище – это район, скажем так, куда мы переехали, когда я ещё не окончила школу. Словом, Волгоград – мой родной город. А Городище… Родители получили квартиру там. Туда мы переехала, и там я закончила школу.
– Когда вы там последний раз были?
– Полгода назад, наверное.
Про «ВИА Гру», а не про виагру
– Я так понимаю, что вы, наверное (если мы говорим о солистках группы «ВИА Гра»), одной из первых, если не первая вообще, узнали о том, что коллектив прекратит свое существование?
– Не думаю, что я была одной из первых. Но это был наш состав, в котором я работала, да.
– Вы сразу поняли, что будет продолжение карьеры сценической? Или вы рассматривали варианты с кино там, я не знаю, на психолога вы ещё учитесь.
– Да, уже закончила.
– Или вы, когда узнали о том, что прекратит коллектив в этом составе существование, сразу поняли, что у вас будет сольная карьера? Или это был момент каких-то размышлений, переживаний?
– Постоянно приходится уточнять. В тот момент, когда я узнала об этом, как о факте, то мы думали, что делать дальше. Мы советовались с Костей Меладзе. Мы разговаривали с Евой Бушминой. Потому что мы остались вдвоём. Мы советовались и думали, брать третьего человека или что делать в этой ситуации? Понимаете, да? Этот третий человек – я даже не знаю, но это было бы опять непонятно, уже никто не верил, что это может быть надолго как-то так, серьёзно. То есть уже веры как-то не было. Поэтому было принято это решение. Естественно оно было принято, как вам сказать, и осознанно, и с размышлениями, и с раздумьями. Понятно, была разная борьба чувств там, всё понятно. То есть, когда более-менее стабильно всё у нас происходит, конечно, проще было, наверное, взять третьего человека и продолжить работать. Но так мы решили идти по пути наименьшего сопротивления. Но это уже тоже, знаете, нас ранило. Это несерьёзно выглядело. Что будет дальше, как вам сказать? Я считаю, что это определённый шаг, этап. Это, в общем-то, шаг сильных людей, как мне кажется, остановиться, и Костин прежде всего, и наш тоже.
– Это решение все-таки коллегиальное?
– Коллегиальное. Абсолютно.
– Всегда так было?
– Не всегда так было. Но в этом случае было именно так. Таких решений монументальных, знаете, решающих судьбу, их было всего лишь три. Они решались коллегиально.
«ВКонтакте», но не Facebook’e
– А у вас в социальных сетях какие-то клоны существуют?
– Ну, да, существуют, я думаю, не только у меня, а у всех артистов.
– Это понятно, но вы вот абсолютно по этому поводу, как это называется, не паритесь. Вам всё равно, что от вашего лица делает кто-то что-то.
– Но всё равно мне это неприятно.
– А разве не существуют достаточно эффективные способы борьбы с этим?
– Сейчас в одной социальной сети девочки взялись активно, сделали официальную фан-страницу и всё остальное объявляют фейками.
– Это «ВКонтакте»?
– Да, да. Ну, и где-то я сама веду, скажем так. Где мне интересно. Когда мне интересно. Иногда мне не хочется ничего ни писать, ни выкладывать.
– А возвращаясь к Константину-младшему, вы ему разрешаете активничать в соцсетях?
– Нет, пока нет. Он пока не проявляет интереса. Знаете, разрешать или не разрешать – это меры крайние какие-то. Пока сын не проявляет никакого интереса, и я спокойно выжидаю.
– А вы вообще, в принципе, в семейном контексте, мы не про профессиональную деятельность говорим, вы, в отношениях с близкими, с родителями мягкий человек или волевой?
– Волевой, мне кажется. Ну, я не мягкий человек. Мне кажется, я вырабатываю в себе и терпимость и потом, всё равно всё зависит от настроения, но в большинстве случаев я уже знаю, как будет, поэтому я должна быстро, коротко изложить, как это будет.
– Вы же не один ребенок в семье? У вас и брат, и сестра.
– Да, брат и сестра. Поэтому, видимо, это качество старшего ребёнка, понимаете.
Два из четырёх
– По традиции, мы заканчиваем программу игрой. Она называется «Игра в правду». Значит, как это дело выглядит? Есть колоды четырёх цветов. Есть фишки, тоже соответственно четырёх цветов. Написаны вопросы на этих карточках. Голубые карточки – это вопросы «на подумать». Белые карточки – буду придумывать вопрос сам. А красные и жёлтые – это то, что называется «откровенными» и «неудобными» вопросами соответственно. То, что больше всего я люблю, когда гости вытаскивают что-нибудь из этого. Значит, вот вы фишку отсюда выбираете.
– Белая.
– Вопрос такой. Что вы слушаете из музыки в машине? Вы же вряд ли «ВИА Гру» слушаете.
– Слушайте, я много чего закачиваю в айфон.
– Ну, что вот у вас в айфоне? Что у вас закачано?
– Какие плейлисты у меня в айфоне? Вот в данный момент достала из коробочки рождественские песни, знаете, разных абсолютно лет.
– У нас нет рождественских песен. У нас их очень мало.
– Но кроме «Елочки», пожалуй, да. Там можно сделать ремиксы всевозможные. Ну, да. Но всё равно настроение создаётся. Потом у меня лекции сейчас ещё в машине. То есть я слушаю лекции. Ну, скажем по саморазвитию. В общем-то, в какой-то степени они заменяют музыку. Но а так это лёгкая какая-то поп-музыка.
– У нас ещё две попытки. Выбирайте. Читайте.
– «Изменяли ли вы своему партнёру?». Наверное, я слукавлю, если скажу, что это меня не касается, потому что выше я сказала о том, что это касается каждого из нас. Ответ: да.
– Ответили лаконично. Но я думаю, что зрителям понравится. Последний. Не расстраивайтесь.
– Я не расстраиваюсь. Какой вы там загадываете? Белая карточка.
– Белая, это опять мне вопрос придумывать. Скажите, пожалуйста, вот про вас в Википедии написано, что вы «украинская певица». Ну, потому что коллектив…
– Потому что коллектив с Украины.
– А вы себя ощущаете как? Вот раньше были «советские певицы», проще было. Если выбор встал бы – украинская или российская?
– Я всю жизнь жила в России. И в Украину я попала впервые, наверное, ну, после 20 лет, ну, какая я украинская певица, ну, скажите?
P.S. Разговор с Джанабаевой состоялся до того, как «скакания на Майдане» обернулись невинной кровью, поэтому тему эту я тогда не развивал.
И вот к чему это я: вклад «ВИА Гры» в изначальное разжигание антироссийской истерии трудно переоценить. Еще в ноябре 2004 года девицы «подогревали Майдан» (термин из незалежной прессы), дарили валенки противникам Януковича и призывали своих фанатов носить оранжевые ленточки (тогда ещё не называли «личинками колорадов» детей Юго-Востока, поэтому призывы уничтожать «ватников» не звучали, выступающие ограничивались лишь традиционным «Москаляку на гиляку» и «Хто не скаче, той москаль»).
Когда с девушками из «ВИА Гры» начинаешь говорить на эту щекотливую тему (а в студии «Правды-24» побывали многие участницы славного коллектива), они оперативно «включают дур»; типа, мы, мол, такие невъедрённые куклы из мяса + силикона, ничего не соображаем, у нас есть свой Карабас-Барабас, который трахает нас (ну экзистенциально, а не физиологически) и что Меладзе приказал, то, дескать, и делаем дружно без лишних обсуждалок.
Удобная позиция, тем не менее ни одна из них не показалась мне такой уж катастрофической непонимашкой, все они, по мне, достаточно матёрые дамы, закалённые в шоу-бизовских баталиях за место под $-солнцем.
Я никого не осуждаю: «каждый правый имеет право» (© А.Макаревич); просто считаю нужным пояснить, почему сакраментальная тема не была ни разу мною доработана в наших разговорах – потому что не была подхвачена моими «виагристыми» собеседницами.
Фото в студии: Семён ОКСЕНГЕНДЛЕР.
ОТ РЕДАКЦИИ: Полностью беседа с А.Джанабаевой будет напечатана в книге «24 кадра правды PRO женские истории. Часть Вторая».