«Ветер крепчает»: Прощание с Миядзаки ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Биографический мультфильм «Ветер крепчает» (Kaze tachinu, Япония, 2013 г., режиссер Хаяо Миядзаки, композитор – Джо Хисаиси) вышел в прокат 20 февраля 2014 года.
Близорукий мальчик Дзиро во сне и наяву грезит небом и самолетами. Он изучает биографию итальянского авиаконструктора Джованни Капрони, и тот катает его во сне на своих фантастических созданиях, дает Дзиро советы и наставляет его на путь истинный. Пусть мальчику и не суждено управлять самолетом, но зато он может создать самый красивый, быстрый и маневренный летательный аппарат в истории авиастроения. Это – мечта, к которой стремится необычайно целеустремленный и порядочный Дзиро.
«Ветер крепчает» – донельзя поэтичная (название взято из поэмы Поля Валери: «Крепчает ветер! Значит, жить пытайся») биография авиаконструктора Дзиро Хорикоси; история его трагической любви к прекрасной Наоко; сага об упорстве и преодолении трудностей; патриотическая песнь; меланхолический гимн пацифиста, вынужденного работать на военную промышленность. Это – самый личный фильм великого Хаяо Миядзаки, его прощальный привет поклонникам.
Даже если эта картина не достигает высот «Унесенных призраками» или «Моего соседа Тоторо», она подводит впечатляющую черту под творчеством аниматора, суммирует итог всей его феноменальной карьеры. В мультфильме достаточно реалистично поднята тема авиации, совсем как в «Порко Россо», и при этом есть потрясающие сцены Большого Токийского землетрясения 1923 года, роднящие «Ветер» с «Моим соседом Тоторо». При этом Миядзаки не забывает и про сны, фантазии главного героя, пересекающиеся с «Ходячим замком» или «Унесенными призраками».
«Ветер крепчает», с его неизменно повторяющейся мантрой «Значит, жить пытайся», производит впечатление, которое со временем становится все сильнее и сильнее. В загашнике у мультфильма уже есть три серьезные номинации – «Золотой лев» в Венеции, «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и «Оскар» за лучший мультфильм.
Пресса отнеслась к «лебединой песне» Миядзаки более чем благосклонно. Хотя отдельные критики довольно справедливо указали на то, что Миядзаки умолчал о роли авиации Японии во Второй мировой войне. В частности, о том, как использовались эти великолепные смертоносные создания, созданные якобы невинным гениальным мечтателем Дзиро. Война – великое зло, но оно работает во благо научно-технического прогресса. Где бы был сейчас мир, не появись в нем Дзиро? – вот оправдание режиссера на упреки в пропаганде милитаризма.
Кроме этого, Хаяо Миядзаки удалось очень ярко, с большой любовью и болью в сердце показать тяжелую жизнь Японии в промежутке между мировыми войнами – упадок, разруху, нищету. В противовес этому он изображает бескрайнее небо, символизирующие мечты Дзиро Хорикоси о светлом будущем без вооруженных конфликтов.
«Ветер крепчает», несмотря на свой рейтинг (12+), рассчитан на взрослую аудиторию, знакомую с предыдущими работами режиссера. Это не самое легкое зрелище, вводящее в транс своим размеренным ритмом повествования, и вознаграждающее за терпение великолепными кадрами, которые нескоро смогут выветриться из памяти.

Денис ШЛЯНЦЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»