Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов

Рубрики: [Книги]  [Рецензия]  

Додолев Е., The ВзглядПредлагаем нашим читателям рецензию из журнала «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ».

Додолев Е., The Взгляд, М.: Алгоритм, 2013. – 240 с. – серия «Кремлевский диггер».

Прежде чем читать эту книжку, попробуйте задать себе вопрос: чего вы от нее ждете? Разоблачений? Ностальгии? Сведения счетов? Шуток-прибауток с именами знаменитостей? Примера журналистского расследования? И после заданного вопроса внемлите нашему предупреждению: ничего из вышеперечисленного не будет. Книга написана вне каких-либо сложившихся традиций переработки материалов нашей новейшей истории ради выгоды или скандала. Ее цель никак не просчитывается, автор не дает повода для ярлыков, и однозначного впечатления его вещь не производит.

Зная это, издатели самоустранились от подачи новинки. Вынесли в аннотацию такие «сенсационные» факты, как участие в передаче «Взгляд» Александра Маслякова и обмолвку Ивана Демидова, пустившего в оборот термин «ток-шоу» вместо «толк-шоу». И еще назвали Евгения Додолева самым скандальным журналистом эпохи перестройки – соврали. Были и куда более скандальные. А Додолев – талантливый. Поэтому и книжку написал хорошую. Может, и не такую, что «на века», но с портретом нашего ТВ в запоминающейся импрессионистической манере и незаезженными личными воспоминаниями, без пафоса, с самоиронией: «Мы с Сашей Любимовым везли из Питера запись интервью Нины Андреевой и Александра Невзорова. И долго придумывали в аэропорту, как спрятать бетакамовские кассеты под куртки, чтобы питерские чекисты не нашли при обыске. Сейчас все это вспоминать смешно. И стыдно. Я чувствую себя таким лохом: ведь я искренне считал, что совершаю подвиг». И все-таки: «“Взгляд” был настоящей Легендой. Ему не было равных. Современной молодежи не представить себе размаха того ТВ-феномена…»

И еще: Додолев знает, кто убил Влада Листьева. С подробностями, чем и как убил – бумерангом. Медийно-социальная теория бумеранга возводит автора книги в ранг весьма оригинального и убедительного аналитика-эссеиста.

P.S. «Алгоритмовский» «The Взгляд» стал третьей книгой Евгения Додолева, рассказывающей о Владе Листьеве и его команде (точнее, коллегах-соратниках): в 2011 году издательство «Зебра-Е» выпустило бестселлер «Битлы перестройки», а в 2012 та же компания порадовала новинкой – «Влад Листьев. Пристрастный реквием».

На днях издательство «Рипол-классик» представит новый релиз – «Поле чудес в стране дураков». В книге много новой фактуры, неожиданных персонажей, эксклюзивных бесед и фотографий, который раньше не публиковались. Некоторые из них издатель и автор предоставили для сегодняшнего выпуска «МП».

Отар Кушанашвили про «Битлов перестройки» писал: «Я наверное знаю, что очень многие хотят писать, как ЕЮД: дело в соблазнительной простоте его приемов, ядовитых и жизнерадостных, как фильм «Борат». Но ТАК ЖЕ пытались многие, а на выходе получалась сплошная неловкость. Между прочим, для кого-то «Взгляд» – я встречал людей, подобное утверждавших – символизирует дорогостоящее духовное растление, а все ведущие горазды только на (прошу прощения у Михаила Леонтьева, написавшего блестящее предисловие к книге, за выпендрежное словцо) солипсические монологи, этакие конформные черти, прикрывавшиеся заботой о стране, не умевшие скрыть свой нарциссизм даже в монтажных склейках, не говоря о прямом эфире. Битлы, одно слово. Но ЕЮД пишет о каждом из них так, что «причиняет приливы крови к голове». Как по мне, это ловко выписанная сага о самородках, влюбивших в себя меня и меня же, самородка, вдохновлявших».

А о «Пристрастном реквиеме» в предисловии высказался Кирилл Разлогов: «Этот текст завораживает тем, что высвечивает этих и других персонажей в разных контекстах и с разных позиций. Периодически Додолев вдруг вспоминает о том, что он всесильный «Автор», использует это свое положение и начинает впрямую анализировать поведение людей в водовороте событий того бурного времени, а не просто сталкивать их в системе мозаичных противопоставлений. В этих случаях с ним можно соглашаться или не соглашаться, но его мысли и взгляды всегда интересны и ярко изложены, порой они намеренно шокируют и входят в противоречие с текущими заблуждениями как вчерашнего, так и позавчерашнего и сегодняшнего дней. Книга читается как занимательный роман, чем-то напоминая «Берлин Александерплац» Альфреда Дёблина, рваный монтаж книг Джона Дос-Пассоса или отечественную экспериментальную литературу постоктябрьского времени. Этот своеобразный авангардизм является признаком, с одной стороны, авторской позиции, а с другой – нового мозаичного телевизионного контекста, в котором Евгений Додолев прожил значительную часть своей жизни. Эта технология еще и показательна как своеобразное разбитое на осколки зеркало нашего времени».

Надеемся, что и очередная книга получит признание именитых рецензентов и удивит читателей, помнящих те времена, когда Анна Политковская, которую 7 октября (в годовщину убийства) вспоминала российская общественность, была всего лишь женой легендарного Саши Политковского, чей 60-летний юбилей прошел в середине сентября, этой общественностью не замеченный.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Новости
Участвуют настоящие артисты
Киноудовольствие
Об Алле Пугачевой
Прожектор Фейсбука
Потап и Настя: Паяц и Афродита
Коротко
Клипмейкер Ирина Миронова


««« »»»