Как жилось в Германии автору песни «День Победы»

Рубрики: [Музыка]  [ТВ]  

Съемки программы «Достояние республики» состоялись в телецентре «Останкино» 17 сентября 2013 года. Выпуск был посвящен Давиду Тухманову, рассказать о котором пришли друзья и коллеги: Олег Митяев, Михаил Ножкин, Юрий Энтин, Юрий Ряшенцев, Диана Берлин, Андерй Максимов, Михаил Плоткин, Екатерина Рождественская, Леонид Фадеев, Марина Есипенко и др. Сам маэстро не склонен к публичности и поначалу держался несколько скованно, но вскоре атмосфера в студии растопила лед, и Тухманов разговорился и даже сплясал.
Из программы зрители узнают, что песни Давида Федоровича в советские времена часто запрещали без объяснения причин. В исполнении Николая Носкова прозвучала композиция «Ночь» на стихи Владимира Маяковского, которую не показывали на телевидении с 1983 года. Запрету, как ни странно, подвергался и «День Победы», сейчас уже ставший фактически официальным саундтреком праздника 9 мая. Тухманову и автору слов Владимиру Харитонову намекнули, что про великую победу нельзя петь в ритме фокстрота, и положили песню, написанную к 30-летию Победы, на полку. Лев Лещенко считает, что «фокстрот – это все странные отговорки», а на самом деле свою роль в запрете сыграла зависть: «Ну что такое, молодой парень, не воевавший, приносит песню, которая звучит мощнее, чем все написанные фронтовиками и корифеями. Конечно, его постарались задвинуть». Негласный запрет удалось обойти, когда Лещенко по договоренности с руководством МВД спел «День Победы» в прямом эфире концерта в честь Дня милиции. Песня тогда прозвучала по телевидению дважды подряд: ее потребовали на бис, и с тех пор она фактически стала народной. (При этом зрители в студии «Достояния» во время голосования дали ей только второе место – победили же «Чистые пруды» в исполнении Севары.) Партия и правительство усмотрели крамолу даже во фразе «в каждой строчке только точки после буквы л…» из «Восточной песни» – в год столетия со дня рождения вождя мирового пролетариата это показалось им намеком на Ленина. Сам Давид Тухманов сообщил, что его память устроена так, что он не помнит неприятностей, поэтому об этих запретах уже забыл. А рассказывая, как жилось автору «Дня Победы» в Германии, композитор выразил уверенность, что немцы понятия не имели, кто он такой.
Давид Тухманов признался, что песенная форма его до сих пор интересует, но эта сфера сейчас так коммерциализирована, что его песни до исполнителей не доходят («а их продюсеры ко мне не обращаются»). Поэтому маэстро сейчас больше внимания уделяет классике и крупным формам. Отвечая на вопрос, на кого он ориентировался в раннем творчестве, г-н Тухманов признался, что в его комнате висят портреты Чайковского и Малера, а вдохновлялся он как советскими композиторами 30-50-х годов, так и западными образцами – от Beatles до арт-рока, чье влияние отчетливо слышно на знаменитой пластинке «По волне моей памяти». Главный хит с альбома – «Из вагантов» – спел в эфире ее первый исполнитель Игорь Иванов. Он отметил, что в 1976 году знать не знал, кто такие ваганты, но Давид Федорович пригласил его домой, все доходчиво объяснил, а также накормил уткой с яблоками собственного приготовления. Больше всего эти воспоминания удивили самого Тухманова. Сосо Павлиашвили, превративший «Восточную песню» в «Очень грузинскую песню», сообщил, что все песни с «По волне моей памяти» до сих пор помнит наизусть.
Поэты-песенники удивлялись умению Тухманова работать с готовыми текстами, не меняя в них ни запятой. Правда, один раз Давид звонил Семену Кирсанову с просьбой заменить одну строчку, так как слово «постель» в Советском Союзе не могло прозвучать в песне по телевизору. Поэт поворчал, но «постель» убрал. В студии обсудили и вычурность текста «Напрасных слов»: выяснилось, что Лариса Рубальская писала женский романс, в котором следовало подчеркнуть и кокетливость, и склонность к красивым фразам. Почему песня потом досталась Малинину, осталось неизвестным, а в студии ее исполнила Валерия в сложносочиненной юбке.
Рассказали и много веселых баек (Лещенко, например, травил их вне эфира, чтобы развлечь зрителей). Так, «Мой адрес – Советский Союз» была написана на спор с директором Госконцерта, утверждавшим, что на такой несколько кондовый патриотический текст Харитонова нельзя сочинить нормальную мелодию. Тухманов написал хит и выиграл ящик коньяка, а композицию в шутку называли «Песней алиментщиков». Михаил Ножкин сбивчиво спел две композиции под рояльный аккомпанемент автора и поведал, что родители звали Давида Адиком. Юрий Энтин мечтал привлечь Тухманова в детскую песню и уговорил его написать мелодию к «Голубому щенку». В итоге Давид Федорович сочинил музыку, которую зарубил худсовет: «Щенка» в итоге написал Геннадий Гладков, а вариант Тухманова превратился в песню «Как прекрасен этот мир». Обсуждение «Этих глаз напротив» свелось к тому, что Филипп Киркоров, конечно, спел неплохо, но вот Валерий Ободзинский делал это вообще волшебно. «Я люблю тебя, Россия» в исполнении Иосифа Кобзона заставило собравшихся лишний раз восхититься широтой композиторского диапазона Давида Тухманова. Последний, впрочем, написал эту мелодию не на конкретный текст, посчитал ее подходящей для какой-нибудь лирической песни о любви и «заказал» таковую Михаилу Ножкину. У того действительно получилась песня о любви. О любви к Родине.
Дата эфира этого выпуска пока не определена. А вот отснятая днем раньше передача, посвященная Ирине Аллегровой, будет показана на Первом канале 22 сентября в 22.00.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»