«К чуду»: Рассветы, закаты, куда я, туда ты ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Показ драмы «К чуду» (To the Wonder, США, 2012, режиссер Терренс Малик, в ролях – Бен Аффлек, Ольга Куриленко, Рэйчел МакАдамс, Хавьер Бардем, Татьяна Чилин, Ромина Монделло) состоялся 5 июня в кинотеатре «Октябрь».
«К чуду» – новая работа живого классика кино Терренса Малика, награжденная в Венеции весьма специфическим призом (Приз Всемирной католической ассоциации по коммуникациям) – вызвала неоднозначные отклики как у зрителей, так и у критиков. Ради спортивного интереса попытаемся восстановить «о чем, собственно, фильм», ведь повествование в картине не отличается связностью. Итак, Нил (Бен Аффлек) привозит в американское захолустье из Парижа героиню Ольги Куриленко Марину (видимо, русская эмигрантка, но по-русски говорит с акцентом) с дочкой Татьяной. Первый муж Марины отчего-то сбежал на Канары. Скоро становится понятно, почему. Марина постоянно капает на мозги Нилу: «Давай поженимся». Но Нил жениться не готов или просто не хочет – он тупо молчит. Тем временем у Марины истекает срок визы, и она с дочкой возвращается в ненавистный ей (интересно, почему?) Париж.
Нил занимается тем, что исследует почву в своем городке, и приходит к выводу, что в местной земле и воде повышенное содержание вредных химических элементов. Но это так, мелочь. Он сходится со знакомой ему с детства разведенкой (Рэйчел МакАдамс), у которой есть почти обанкротившееся ранчо. Та тоже просит его жениться на ней, но
Нил, как водится, отмалчивается.
Красивая Ольга Куриленко идет, взмахивая руками, в красивом платье по красивому полю на фоне красивого (рассветного, закатного, дневного, ночного) неба. На красивом саундтреке – сплошь симфоническая классика (Берлиоз, Чайковский, Рахманинов, Шостакович), оператор Эммануэль Любецки выстраивает потрясающие по своей красоте кадры с весьма неожиданных, но – правильно, красивых – ракурсов. Голос за кадром произносит красивые (бессмысленные или, наоборот, глубокомысленные – «Любовь, которая нас любит») фразы на красивом (французском) языке.
Красивый Бен Аффлек многозначительно молчит. Красивая Рэйчел МакАдамс, красивая ферма на грани банкротства. Красивый Хавьер Бардем в роли католического священника говорит: «Иисус слева. Иисус справа. Иисус позади. Иисус впереди». Все настолько красиво, красиво, красиво, что сюжет, по большому счету, не нужен.  Это – созерцательное кино в своем высшем проявлении. Его нужно смотреть, думая о чем-то своем: если происходящее на экране резонирует с переживаниями зрителя – ура: Терренс Малик – гений! Впрочем, зритель с таким же успехом может почувствовать пустоту за всеми выспренностями режиссера и ухищрениями оператора.
В общем, «К чуду» придется по вкусу тем, кому понравилось «Древо жизни». Правда, здесь нет динозавров, да и замена Брэда Питта Беном Аффлеком не всем придется по вкусу. Проблема в том, что большая часть зрителей отвыкла от артхауса (с ударением на «арт»), а Малик, несмотря на более-менее популярных актеров, снимает чистой воды артхаус с приветами Тарковскому и Сокурову. Так что, если для вас «артхаус» ругательное слово почище иной нецензурщины, а на псевдофилософские сентенции вы испытываете аллергию, «К чуду» не для вас.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»