Про себя, Любимова…

Рубрики: [Додолев]  

Обложка
Медиаменеждер Александр ЛЮБИМОВ ровно неделю назад в своем Facebook (в семь утра) написал: «Я решил стать членом партии «Правое дело» и побороться за место в Госдуме. Я уверен, что сейчас в нашей стране настал момент, когда многое нужно изменить к лучшему и реализовать в реальной политике настоящие человеческие идеалы. Такой момент в России, на мой взгляд, наступил впервые. Других мотивов нет – у меня и так все хорошо. Вступаю в партию первый раз в жизни. В коммунисты из «Взгляда» было бы странновато. PR-агентство народного артиста Вольфовича не рассматривал, в «Едре» многовато карьеристов, остальных не вижу. Работал в Парламенте с 1990-го года по октябрь 1993-го, представлял Тамбовскую губернию. С Прохоровым знаком близко уже 20 лет. Нравится, как он работает и как он дружит. Верю, что идет в политику по тем же причинам, что и я».

В этот же день он разослал всем знакомым СМС и письма по «мылу» с просьбой поддержать инициативу. Сменил т.н. «статус» в своем блоге, отметив, что «работал» (вместо «работает») на ТВ. С этого дня стал планомерно наращивать число подписчиков своего аккаунта, увеличив их с двух сотен до полтысячи за неделю. Что, впрочем, совсем немного. У того же любимовского экс-напарника по ТВ-проектам, а ныне действующего политика (из Администрации Президента) Ивана Демидова – максимально возможные (по правилам этой соцсети) пять тысяч заинтересованных читателей.

Сашина мать была актрисой Театра имени Гоголя, но Александра родила в Лондоне, где тогда шпионствовал его блистательный отец – Михал-Петрович Любимов (во всяких газетных публикациях как место рождения ошибочно указана Москва; я-то просто по его паспорту покупал нам билеты в период совместных «взглядовских» командировок в Ялту и Ленинград, поэтому знаю, что там написано; он, кстати, имел чисто теоретическую опцию выбрать британское гражданство, насколько понимаю, вплоть до 23 июня 1983 года, когда ему исполнилось 21).

По мне, характером Любимов не пошел ни в одного из родителей. Рожденный в Год Тигра, привык не дружить, но покровительствовать. Саше нужна свита, а не друзья. Прайд, а не команда.

С родителями, впрочем, Саша вполне себе дружил, хотя (а может быть – потому что) они были разведены. Помню, иногда в ресторан на приятельскую пьянку мог запросто приехать с красавицей-мамой, которая однозначно украшала любую молодежную компанию. После похорон Сашиной мамы я в какой-то из газет написал, что в ее ранний уход из жизни свою лепту внес ТВ-начальник Леонид Кравченко, поскольку мать тяжело переживала репрессии в отношении сына и его программы (это было 20 лет назад!). Саша дезавуировал мою версию в разговоре с боссом, а сам председатель Гостелерадио распинался по этому поводу в эфире подведомственного ему Первого канала. То есть оказался я по своей наивности между Сциллой сыновьей печали и Харибдой гнева вельможного. Ну да ладно.

Что касается отца, то я горжусь, что именно с моей подачи Любимов-старший стал публиковаться в «Совершенно секретно», а позднее распиарился как «многопишущий публицист». Сочинял экс-разведчик действительно превосходно, блистал невероятным обаянием, и улыбка у него, по мне, мягче и добрее, чем у Люби. Петрович тоже запросто тусил с приятелями своего прославленного отпрыска, как и его экс-супруга, Сашина мама. Какой-то Новый год, помню, встречали в Подмосковье с Александром, его папой и его тезкой Гурновым (плюс девушки, конечно).

То, что в далеком 1989 году депутатами стали страстный правдоборец Владимир «Мукусь» Мукусев и чудесный репортажный «герой в кепке» Александр «Политок» Политковский – не удивило, а вот то, что вальяжный красавец-денди Люби был тогда избран – свидетельствовало о феноменальном рейтинге легендарной передачи «Взгляд», где все трое были ведущими. Ведь Саша и плебс – это как вода родниковая и масло из олив = не смешиваются. И никакими дежурными улыбками его спесь/гордыню не скрыть. Впрочем, есть такое понятие, как природный авторитет. Завораживающий и гипнотизирующий. Хотя я помню душевное коллективное письмо от ветеранов (Саша со смехом демонстрировал), в котором четко сказано: «А тому, который рукава закатывает – руки по это самое место и отрубить»! Любимов = главный бандерлог среди бандерлогов, но ему не быть питоном Каа, не стать вождем.
И вот он вошел в ту же воду второй раз, спозиционировав себя как соратника Михаила Прохорова по «Правому делу». Забавно, потому что помнится, именно вернувшись из морского вояжа с Прохоровым & Потаниным (через пару лет после убийства Листьева) Саша претерпел метаморфозу, снесло ему башню. Его, предположу, так впечатлила яхта длиной в 72 метра, по палубам которой шлепали 72 пятки длинноногих моделей, что ТВ-мэтр осознал, к чему стремиться можно и должно. Рассказывал об этом приключении вдохновенно, словно девушка, узревшая средь волн тревожного быта Алые Паруса с манящей символикой «Шанели». Бабло побеждает зло – вот слоган одного из самых ярких наших телевизионщиков, которого многие не без оснований считали «взглядовцем» №1. Люби действительно был лучшим, по моему мнению. Говорю так вовсе не потому, что оч ему признателен и обязан буду всегда. Но! Всякая революция пожирает чад своих. По-разному и с разным соусом.

Когда я про эпизод с лодкой упомянул в своем блоге на сайте «МК», один из комментаторов съязвил: «самого на яхту и в партию не позвали?».

На яхты тогда, во второй половине 90-х, заметных журналистов олигархи приглашали, как ранее, в советские времена, комитетчики приглашали в номера «Националя» для вербовки: журик, которого не пытались завербовать, это как справка без печати. Об этом, кстати, вспоминал Владимир Мукусев в своем знаменитом интервью «Огоньку» (№1 за 1991), после коего его изгнали из телекомпании ВИD и подвергли остракизму. Короче, приглашали-то в круизы всех, но отнюдь не все приглашения принимали.
Про приглашение в партию. Странно было бы. Я даже в комсомоле не был, хотя тогда это членство было обязаловкой (у меня и документы-то в МГУ не приняли после школы, мотивируя это тем, что я не член ВЛКСМ).

Кстати, руководили революционной молодежной редакцией ЦТ исключительно выходцы из ЦК ВЛКСМ: Сагалаев, затем Пономарев. А все ведущие «Взгляда» были не просто активными комсомольцами, но и возглавляли комитеты (кто в институте – как Влад Листьев, кто на ТВ – как Сергей Ломакин). С коммунистами тогда, в конце 80-х, боролись комсомольцы и чекисты. Используя наивных (если не сказать глуповатых) беспартийных активистов. Как-то так.

Из моей беседы «Я не буду жить за чужой счет!» с Владимиром Мукусевым («Неделя», №8 за 1992):

«– Володя, ты был комсомольцем? Или членом партии?

– И комсомольцем, и членом партии, но я не устраивал шоу по поводу выхода из партии, как некоторые. Я абсолютно убежден: когда перестроечные ветры выдули их цековских коридоров (из ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ) умных и хитрых инструкторов, зав. отделами, они ушли в средства массовой информации. Я говорил о представителях этого замечательного клана, о молодых, циничных, грамотных, хитрых, достаточно разбирающихся в конъюнктуре, людях. Я задел не просто партию, а вот на этих борзых мальчиков обратил внимание. Это очень серьезно – то, что сейчас произошло со средствами массовой информации».

В конце июля Саша Политковский кинул мне ссылку на свое online-интервью, озаглавленное «Любимова скоро уволит Добродеев»:
«У них существует своя тусовка, олигархическая. Это люди, про которых кто-то сказал: «В свое время хорошо окэшились», т.е, люди с деньгами. Насколько я разбираюсь в телевидении, если на место генерального продюсера приходит человек без денег, он начинает воровать, и качественного продукта нет. Если же в это кресло садится человек не бедный, возникает другая коллизия. У каждого генпродюсера есть свои производственные структуры, либо производственные структуры его хороших знакомых, которые ему отстегивают. Жадность, фантастическая жадность… Вот, существовала одна телекомпания (ВИD. – Е.Д.), акционером которой я был. К сожалению, к ней приложил руку Саша Любимов… Это – ноль в журналистике. Его скоро уволит Добродеев. Но ждет. Он все делает чужими руками. Пока эти руки не нашел… Да, Олег (Добродеев. – Е.Д.) - хороший технолог, может быть, лучший в нашей стране. Для меня когда-то было открытием, что Влад Листьев, который оказался плохим журналистом, стал хорошим продюсером, технологом телевидения, и в этом смысле Олег тоже фантастический человек, но у него свои минусы – в политике он никто, обслуживающий персонал. В начале 90-х я был депутатом Верховного Совета, поехал с Юшенковым в Мексику – выдалась такая поездка. За свои же деньги не съездишь – дорого… И вот мы там с работающими в Мексике российскими журналистами смеялись над местным телевидением. Вроде каналы все коммерческие – и как один лижут ж…пу государству. А мы – типа такие крутые, у нас в России свобода слова, «Взгляд»… Видите, со временем и к нам это пришло. «Кто платит, тот девушку и танцует»… В 60-е годы был такой термин – «наблатыкался». Сейчас продюсеры сидят, сигареты курят, кофе пьют, ярлыки развешивают: «это формат, это неформат»… а сами такое показывают… Встретишь его в нерабочей обстановке: «Ой, мне не дают то, мне не дают се»… Сейчас такое время неблагодатное, оно скоро закончится, но что они тогда будут говорить? «Мне Сурков приказал…» А ты что молчал? Деньги копил на старость?».

Я с Политковским тогда, прочитав интервью его сердитое, подискутировал. Политок утверждал, что к началу сентября его отважный тезка, соратник по «Взгляду из подполья», с которым они когда-то вместе горели в рижской студии и скрывались от гэбистов в «Ярославской», уйдет с ТВ. И оказался прав. Мне-то казалось, что проведя без малого четверть века на телевидении, Любимов стал просто его деталью. Не просто телеведущим и телемагнатом, а телечеловеком. Даже тогда, во «взглядовскую» пору казалось, что Люби и ТВ – как длань и перчатка. Помню, наша общая знакомая той эпохи Эрика Ландау даже как-то, произнося тост, заметила, что ей кажется, что внутри Любимова провода да транзисторы, что не мясное он двуногое, но электронное.
Саша, по мне, великолепный профи, один из самых лучших ведущих/модераторов/комментаторов за всю историю отечественной медиа-индустрии. Отважный революционер. Который в 1987 году привнес не только драйв на Первый канал Гостелерадио СССР, но и массу придумок. В книге «Битлы перстройки» я рассказал, как появился у нас в стране формат ток-шоу.

Кстати, Люби был не просто новатором на ТВ, но и тренд-сеттером телевизионной тусовки. Ну вот пример. Никто знать не знал, что есть такой напиток кампари. И однажды, когда Демидовы (Ваня + Лена) что-то снимали в Сочи, Любимов предложил Горожанкиным (Саше + Лене) слетать на несколько дней к морю. И привез с собой… два ящика неведомого горького напитка. Правда, им не удалось заселится в «Жемчужину» (лучший по тем временам отель всесоюзной здравницы), и они жили в какой-то типично советской гостинице. В которой не то что апельсинного сока не было, но даже лед не удалось раздобыть. Так что прихлебывали теплую диковинку так, из стаканов гостиничных. Это все равно что Ростроповича слушать в исполнении соседа по лестичной клетке. Но зато все узнали: есть такой напиток.

Возвращаясь к проекту Прохорова. «Есть такая партия!» Которая не покатит, как и его распиаренный «Ё-мобиль». Как вообще можно повестись на очередную придумку утомленных звездами кремлевских политтехнологов? Ну кто проголосует за «Дело» Прохорова? Мне, естественно, возражают: в нынешней Россиии такова система подсчета голосов, что истинные настроения сограждан можно игнорировать. И, конечно, сейчас эта партия оттюнингована по экстерьеру хотя бы. Раньше ее персонифицировали такие лица, которые не могут вдохновить «ни на жизнь, ни на смерть, ни на несколько глотков» (© БГ). И Прохоров, и Любимов = статные красавцы из породистых семейств, осененные Успехом. С престижным образованием. Однако они суть дети советской элиты, голубая кумачовая кровь. Одна наша общая знакомая (и Михаила, и Михалыча) как-то продекларировала, что, мол, если телка к стольки-то годам не обзавелась таким-то количеством каратов – жизнь прожита зря. Угу. Число каратов и возраст роли не играют, ибо варьируются от этажа к этажу. Главное – позиция. Так вот, голосовать «за» ПД будут только жильцы социального пентхауза. Их, увы, оч немного. Лондонский избирательный округ (если посольство озадачится) будет единодушен. Да и Юмашев, надо думать, весь ресурс административный подключит, чтобы ребятам помочь. Ну и? Кто еще? Разве что юноши (речь вовсе не о мажорах), которые расценят преуспевших победителей обстоятельств Прохорова сотоварищи как модель для подражания. И девушки, считающие, что, выбрав ПД, проголосуют за караты. Только не узреть им блеска драгоценностей: у нас, как в манифесте Леонарда Коэна «Демократия» – богатые становятся богаче, а бедные остаются бедными. Кто был ничем, ничем и останется.
Как бы то ни было, будучи единственным ребенком профессиональных лицедеев, Саша виртуозно владеет навыком очень убедительно излагать неправду. Это качество необходимо любому политику. Но не является для занятия политикой достаточным.
Так что политиком Саша в начале 90-х уже не стал, и никакое «Правое дело» ситуацию не исправит.

Поскольку Александр может быть только Первым.

А не получается.

Евгений Ю. ДОДОЛЕВ

ОТ РЕДАКЦИИ:

Текст подготовлен автором специально для настоящей публикации. Использованы фрагменты из книги «ВЗГЛЯД – БИТЛЫ ПЕРЕСТРОЙКИ», которая будет представлена на традиционной московской книжной ярмарке в сентябре и рукописи «170 НЕДЕЛЬ ПРОГРАММЫ «ВЗГЛЯД», издание которой запланировано к началу декабрьских выборов и ярмарке NON/FICTION.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Летний звездопад в Юрмале
«Океан Ельзи» – океан энергии
О необычном друге Цое (Воспоминание, наверное не совпадающее с чьим-нибудь еще…)
Славянский Базар в Витебске
Обзор Blu-ray Disc
Летний звездопад в Юрмале
Хороши вечера на Оке
«Смурфики»: Осмурфительное кино
По «Пушкинским» местам Парижа


««« »»»