Замкнутый круг Манежки

Рубрики: [Додолев]  

Двадцать лет назад перед гостиницей «Москва» прошла сорокотысячная манифестация в защиту гласности. Это было ответом на закрытие программы «Взгляд». Экс-ведущий самого рейтингово в истории СССР ТВ-шоу Евгений Ю. Додолев попросил трех бывших коллег, ведущих «Взгляда», которых он в своей книге «TVlution» называет ключевыми игроками легендарного проекта, – Сергея ЛОМАКИНА, Владимира МУКУСЕВА и Александра ПОЛИТКОВСКОГО – ответить на несколько вопросов.

– Помнишь ли ты митинг в защиту гласности 26 февраля 1991 года? Стоял ли за расправой над «Взглядом» Михаил-Сергеич Горбачев? Есть ли сейчас проект, закрытие которого выведет людей на улицу?

Сергей Ломакин:

– В это время я уже работал в программе “Время”, которую тоже сотрясали всевозможные катаклизмы. Я помню события, связанные со штурмом телецентра в Вильнюсе. Наши информационные начальники считали, что это было важнее закрытия “Взгляда”. Естественно, программа “Время” ни словом не отразила этот митинг. Слава Богу, что мне дали в 1991 году сделать репортаж о годовщине разгона демонстрации в Тбилиси. Тогда погибли люди…

И власть никогда не допустит до появления на ТВ такого мощного, критически настроенного к сегодняшнему режиму инструмента, как «Взгляд». Даже Горбачев до конца не понял, какого джинна выпустили из бутылки.

Владимир Мукусев:

– Я в митинге не участвовал, потому что с января 91-го совмещал депутатскую деятельность с работой над первым выпуском «Взгляда» из Новосибирска» – телевизионной передачи, которая стала основой первой в СССР действительно независимой телекомпанией, имеющей свой эфир. А сама телекомпания стала центром созданной через некоторое время Ассоциации независимых телекомпаний Сибири и Дальнего Востока – фактической альтернативой Гостелерадио СССР. Так что гласность я защищал тогда не на митингах, а делом, т.е. эфиром.

Что касается позиции Михаила Сергеевича Горбачева по поводу гласности, то само существование «Взгляда» в течение четырех лет его пребывания в должности генсека говорит само за себя. Масштаб предложенных стране реформ был настолько грандиозен, что осуществить их можно было только с помощью сильных, независимых СМИ, частью которых постепенно и стал «Взгляд».

А что до митингов сегодня, так их и проводить негде. Шура Балаганов, помнится, больше всего на свете боялся большого скопления честных людей. Нынешняя «балагановая» власть потому и заставила Манежную площадь «церетельками» и пытается то же самое сделать с Триумфальной, чтобы такого не допустить.

Если представить сегодня телевидение как единый проект, то главным его достижением и результатом десятилетней деятельности можно безусловно считать то, что произошло на Манежной в декабре прошлого года. Многоголосое «хайль Гитлер» – рядом с могилой Неизвестного Солдата и сотни рук, вскинутые в фашистском приветствии. Тут митинговать поздно. Судить надо. Но кто это будет делать? Басманный и Хамовнические суды? Смешно. Власти, как она сама сказала, «не стыдно». Народ-победитель, как водится, – безмолвствует.

Александр Политковский:

– Конечно, помню. Сам митинги не очень люблю. В них есть что-то ненормально-животное. Врезалось выступление Старовойтовой. И то, что я просил ментов пропустить будущего позорного министра индел России: ему надо было засветиться перед толпой. Тогда я с ним общался первый и последний раз. Другой пассажир, непропущенный стражами, шипел на меня через ограждение, что вскоре всех нас уроет. Он был в правительстве алкаша Ельцина.

«Горби» (президент СССР М.С.Горбачев. – Е.Д.) не стоял за Кравченко (тогдашним руководителем Центрального телевидения СССР. – Е.Д.). Здесь обыкновенная российская ссыкливость. Сейчас никто никуда не пойдёт: надо думать о себе. Тысячи людей Подмосковья в 20-летие МЧС 27 декабря прошедшего года встретили со свечами. И новогодняя ёлка у некоторых так и не зажглась. Чем одним худше – тем другим лучше. Поэтому: «пилить всегда, пилить везде» (бюджет). Повышать цены на топливо, газ, тарифы, так как жизнь этих пассажиров ненасытна. Ну и, конечно, пафос пожаров, ледяных дождей. По сезону. У нас наступило стыдное время.

– Когда и кто впервые обвинил «Взгляд» в развале СССР? Насколько это резонно?

Сергей Ломакин:

– Честно признаться, я не помню. Впрочем, мы сами в шутку говорили, что “Взгляд” поспособствовал развалу СССР. Хотя, конечно, это не так. Нет и не может быть программы, которая могла бы совершить такую акцию. Хотя программа может внести раскол в мозги и направить их в нужное русло. А уж что из этого произойдет, один Бог знает.

Владимир Мукусев:

– Давайте вспомним, что такое «Взгляд» в сухом остатке. Впервые на Центральном телевидении Советского Союза:

1. Поднята тема сталинских репрессий, ГУЛАГа, а КПСС и КГБ названы преступными организациями, преступления которых должны быть всесторонне и скрупулезно расследованы, а гласный, независимый суд должен определить степень и меру ответственности виновных. То есть нужен свой Нюрнберг.

2. Предложено захоронить труп Ленина.

3. Найдена настоящая «Аврора».

4. С помощью фильма Герца Франка «Высший суд» поднята тема отмены смертной казни.

5. Страна узнала от кинодокументалиста Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым».

6. После серии материалов о положении инвалидов отправлена в отставку Коллегия министерства социального обеспечения РСФСР во главе с министром.

7. Тысячи детей-сирот обрели родителей благодаря мальчику из «Прекрасного далека».

8. Снят с полки фильм «Комиссар» Александра Аскольдова.

9. Спасен от уничтожения фильм «Рок» Алексея Учителя.

10. Поднята тема восстановления Храма Христа Спасителя и организован сбор средств.

11. С помощью майора ВВС Михаила Пустобаева страна узнала о готовящемся военном перевороте. Он был оттянут, но к сожалению, не предотвращен – Горбачев не поверил нам до конца. (Речь идет о событиях августа 91-го года – ГКЧП.)

12. Русский рок вышел из подполья. С экранов телевизоров зазвучали не только песни «Аквариума», «Алисы», «ДДТ», «Кино», «Наутилуса», их лидерам представилась возможность говорить с многомиллионной аудиторией.

13. Обнародовано «узбекское дело» – нити преступлений республиканских партийных лидеров вели в столицу.

14. Александр Политковский своими пронзительными репортажами о гибели детей в запущенном, страшном Гематологическом центре в Минске вынудил власти страны и лично Горбачева превратить его в лучшую по тем временам Всесоюзную лечебницу страны.

Тот же Политковский, сделав серию очерков из Чернобыльской АЭС, не только открыл стране масштаб катастрофы, но и привлек внимание власти к чернобыльцам – ликвидаторам аварии.

15. Владислав Листьев и режиссер Татьяна Дмитракова создали щемящий душу сюжет о человеческом сострадании и любви к братьям нашим меньшим. Молодой человек забрал с бойни лошадь и поселил ее у себя дома. Эта история потрясла многих, а профессиональное жюри фестиваля в Монтре присудила этой работе высшую премию.

16. Лена Масюк напомнила зрителям «Взгляда» о том, что Чернобыльская катастрофа была не первой в нашей стране. Впервые прозвучали «Челябинск-40» и предприятие «Маяк».

17. Афганская война названа преступной. Сергей Ломакин поднял тему возвращения наших пленных домой.

18. Артем Боровик впервые рассказал об очевидном кощунстве – открытии на территории СССР, в Эстонии памятника эстонским эсесовцам.

«Взгляд» – это не только сюжеты. Он влиял на принятие властью серьезнейших политических решений. Например, былы предъявлены народу первый легальный советский миллионер – Артем Тарасов и партбилет его заместителя по кооперативу. Черным по белому там было написано: партвзносы за месяц 90 тысяч рублей. Это при средней зарплате в стране в 120 рублей. Грандиозный скандал привел к принятию принципиально нового закона о кооперации, создавшего правовую базу для перехода страны к многоукладной экономике и к реальному рынку.

Список можно продолжать если не бесконечно, то долго. Стоит напомнить, что все сегодняшние так называемые «информационно-аналитические» или передачи-расследования – родом из «Взгляда». Сотни гостей нашей передачи и герои сюжетов сегодня составляют, пусть невидимую, но существующую истинную элиту страны.

Если все выше перечисленное привело к развалу СССР – мне искренне жаль, что страна, пройдя великие испытания и победив фашизм, не выдержала испытания правдой. Только не надо забывать, что известную «Декларацию о Государственном суверенитете России» подписали и три взглядовца, избранные на первых, действительно альтернативных, демократических выборах в Российский Парламент. Только почему-то многие забыли, а кто-то специально замалчивает, что последние три слова в названии этой Декларации были: В ОБНОВЛЕННОГО СОЮЗА ССР. Не знаю, как мои коллеги, но если бы этих слов не было, я бы Декларацию не подписал.

Александр Политковский:

– «Взгляд» всегда обвиняли в этом. Это совершенно нормальный эффект зеркала. Страна тогда делала попытки начать развитие, и мы хотели того же.

– Если бы надо было создать тройку ведущих из нынешнего ТВ?

Сергей Ломакин:

– Поскольку сегодня такой радикальной публицистики нет и вряд ли она возможна на современных каналах, нужны были бы ведущие с абсолютным доверием населения к ним (я имею в виду не элиту и не думающую аудиторию). При этих условиях чем необычнее, тем лучше Итак: Максим Галкин, Иван Ургант, Глеб Пьяных. Как-то так…

Владимир Мукусев:

– Сначала «Взгляд» вели четверо. Поэтому предлагаю четверку. Михаил Осокин (РЕН-ТВ), Эрнест Мацкявичус (РТР), Борис Соболев (РТР), Юлиан Макаров (Культура).

На телефонные звонки в студию у нас отвечала группа «Сопричастность» (молодые психологи, социологи, юристы). Сегодня для этой роли вполне могли бы подойти ведущие «Прожекторперисхилтон».

Александр Политковский:

– Таких претендентов сегодня нет. Журналистику превратили в обслуживающий персонал. Упал уровень профессии. Людей интересует не то, что надо делать, а сколько надо получить или заныкать. Случайно на наше Рождество увидел передачу с одноименным названием. Был поражён: огромные деньги потрачены – редактора нет! Экономили? Тогда на копейках. Власть хочет и видит “своих” репортёров. “Всё хорошо, прекрасная маркиза”.

– Возможна ли реанимация «Взгляда» на украинском телевидении?

Сергей Ломакин:

– Думаю, что при существующей политической обстановке на Украине (пока еще есть возможность высказывать свое мнение), только здесь и возможна.

Владимир Мукусев:

– На мой взгляд, одна из главных задач, стоящих перед украинской властью сегодня, – единство и единение страны. Без правды об истинной истории страны, без контроля общества за действиями высшего руководства, без журналистских расследований, т.е. без независимых СМИ – решить эту задачу крайне сложно. Частью таких СМИ мог стать новый «Погляд». Почему бы и нет.

Александр Политковский:

– «Взгляд» стал «Взглядом», так как журналисты говорили о стране, в которой жили и которую знали и любили. Всё просто! Тоже зеркало. Мне Украину жаль, как и Россию. Всех развели. Так как всегда были, есть и будут удельные князьки с желанием царствовать. Под видом демократии нам помогли разойтись. Так что такие передачи возможны везде. Но их должны делать СВОИ!

– Может ли Леонид Парфенов сделать какой-нибудь проект общественно-политической направленности, созвучный «Взгляду»? Каким ты помнишь его по «молодежке»?

Сергей Ломакин:

– Я рискую быть не модным, но я не склонен преувеличивать роль Парфенова на российском телевидении, хотя человек он без сомнения креативный и талантливый. Надо отдать ему должное, он талантливо перенес кальки западных программ на российское телевидение. Что же касается возможности сделать проект, созвучный “Взгляду”, то думаю это не про Парфенова. Парфенов всегда был далек от политики, и все его проекты никакого отношения к общественно-политической направленности не имели. Он скорее основатель такого американского направления на нашем телевидении, как инфотейтмент: “Мы информируем – вы развлекаетесь”. А “Взгляд” исповедовал другой принцип: “Мы информируем – вы думаете”.

Владимир Мукусев:

– Может. Но Парфенов власти не нужен. Ей нужен новый Клим Самгин. Думаю, что сегодня разработан и осуществляется не очередная теле-«пустышка» ведущего Парфенова, а серьезный проект «Парфенов». Причем задуман он там же, где когда-то придумали ЛДПР и «Эхо Москвы», Медиасоюз и Общественную палату. Презентацию этого проекта – вручение премии Листьева Парфенову – власть заранее предварила громкой пиар-акцией – «убийцы Листьева признались». Не было СМИ, которое не клюнуло на эту «новость». В итоге интерес к этой страшной, но к сожалению, забываемой трагедии снова возрос. И история с премией Листьева, учрежденная почему-то только через 15 лет после убийства, вызвала интерес, а не вопросы. А суть проекта проста. Используя страсть Парфенова быть на первом плане, сделать его главной фигурой на телеэкране, а фоном к нему резонансные, действительно значимые события в общественной жизни России. И началось. Парфенов на фоне Листьева, Парфенов на фоне Кашина, Парфенов на фоне Ходорковского и т.д. Главное заткнуть рот тем, кто говорит об отсутствии гласности и свободы СМИ. Вон, дескать, чего человек говорит и при этом работает на первом канале. И никто его не трогает. Но, думаю, все это своеобразная дымовая завеса, которая скрывает главное. Вспомним, что в 1995 году, за год до президентских выборов Березовский, создавая ОРТ , предложил Листьеву стать его главой. Делал он это не только для того, чтобы с помощью настоящей, а не дутой телезвезды модернизировать бывшее ЦТ, но и решить сверхзадачу: новый телеканал должен был заставить страну «проголосовать сердцем» за президента Ельцина. Убийство Листьева помешало, но не остановило Березовского. Быстро нашлись безымянные тогда «подберезовики», которые для достижения поставленной цели цинично использовали даже сам факт убийства. Для предвыборной истерии мертвый Листьев был даже полезнее Листьева живого. Сегодня, за год до выборов, задача перед властью стоит прежняя – сохранить свой режим. Конечно, можно написать любые цифры и объявить любые результаты голосования. Но надо хотя бы перед Западом соблюсти какие-то приличия – дескать, у нас, в России, тоже демократия, блин. И вот тут-то и сработает проект «Парфенов». «Говорил, что у нас телевидение плохое – пожалуйста, делай хорошее». Конечно, канала ему никто не даст. Власть понимает, что Парфенов это Листьев «в таблетках»: ни его большого таланта журналиста и телеведущего, организатора телепроизводства, ни его огромной популярности и действительно заслуженной народной любви у Парфенова нет и в помине. Но что-то предвыборное, типа «голосуй сердцем», во главе чего будет стоять раскрученный к тому времени Парфенов, появится наверняка…

А ведь можно было хотя бы сыграть в порядочность. Например, отдать Листьевский миллион в фонд помощи семьям погибших журналистов. Создав этот фонд и возглавив его. На сегодня их более двухсот – журналистов, убитых в «демократической» России только за то, что они были журналистами, а не представителями другой древнейшей профессии. Но это мы потеряли коллег – семьи потеряли кормильцев. Как живут эти семьи сегодня, особенно в провинции, не трудно догадаться. Ни учредители премии, ни Парфенов о них не вспомнили. Они думали «о домике в Жаворонках с коровой, да с кабанчиком». Ведь деньги не пахнут. Даже если они пахнут кровью.

Александр Политковский:

– Парфенов сам обозначил себя в пространстве: “не борец”; в речи, которую промямлил по бумажке в присутствии странных людей. Что за сообщество? Угол и Сэги! Из присутствующих точно никто уже не потентен руководить подобным “Взляду” проектом. Сытость застит очи.

Даже десять лет назад, когда в начале 2001 года величественный «Газпром» забрал у опального медиамагната Владимира Гусинского канал НТВ, пресловутый УЖК (Уникальный журналистский коллектив) не смог собрать по-настоящему внушительный митинг.

И ни одна сволочь теперь не сможет написать, что люди пришли в хорошую погоду послушать музыкантов, – провозгласил тогда Евгений Киселев перед толпой у Останкино.

Коллеги-сволочи из экспериментального таблоида «Московская комсомолка» резонно отметили, что 23 тысячи долларов, которые тогда стоила минута рекламного времени НТВ, будучи умноженными на массив интенсивной раскрутки того митинга, составила внушительную сумму. Иронизировали: каждый из митингующих должен был внести бы в кассу по десять тысяч $$$, чтобы «отбить протест по бухгалтерии». Дело тогда закончилось тем, что Борис Березовский привел команду УЖК на ТВ-6, изгнав оттуда журналистов, канал создававших, а ловкий Парфенов, переметнувшийся на сторону Кремля, возглавил НТВ. Без всяких митингов эти экзерсисы прошли.

А ведь в Перестройку стихийные демонстрации в поддержку прессы и/или следователей Гдляна & Иванова вспыхивали без всяких ТВ-призывов и хитрых интернетов, в отличие от погромов Великой арабской революции, захлестывающих сейчас Северную Африку и Ближний Восток. Сейчас объявлена Перестройка 2.0. Только «Взгляда» у нее нет. И не предвидится.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель

3 комментария

  •  Keldysh :

    Все это сиречь политтехнологии.
    Тогда добрые дяди желали добра народу и имели всех по-другому. Всячески подталкивали дурачков к протесту, а за этой ширмой творили страшные крупные дела…. Мол по просьбе народа это…. изголодавшегося по свободе, попранного…. распятого можно сказать…
    Цирк устроили с танками в Москве, ГКЧП, похищением самого ценного – оплота свободы и демократии – Горбачева – народного героя.
    А когда поимели власть, то сейчас имеют народ совсем по-другому.
    Победителей то, сиречь их, бывших добрых дядь, судить то никак не получается….. теперь они кормильцы – народ, зависимый от их милости, холопы, с которыми считаться – себя не уважать.

  •  Keldysh :

    Аргумент – сами этого добивались. Чего же вы хотите то от нас??? (вопрос демократизаторов)

  •  Keldysh :

    А убивают журналистов потому, что некоторые из них грезят свободой слова. А знать того не знают, что некоторые темы неприкасаемы. Власть первична. Власть это грубая сила. Пошел поперек власти – получи отвертку в брюхо или в висок, как Похлебкин например. И некому за них заступиться. Нет такой силы, чтобы противостоять той.
    Все остальное – шоу, типа “Час суда”.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Любит мужа по-прежнему
Аль Пачино сыграет Спектора
Автобиография Джерри Ли Льюиса
Билли Джоэл должен лечиться
Гранд-дама французского cinema
Форд получил премию
Средневековье и модерн
Мадонну могут засудить
Дебют в качестве молодого отца
Витас поет на китайском языке
«Полночь в Париже» откроет фестиваль
Второе пришествие Тото Кутуньо
Арета Франклин вернется на сцену
Маккартни призвал не есть мясо
Голые женщины подали в суд
Содерберг хочет уйти из кино


««« »»»