С Будапештом Франческу ГААЛЬ связывало многое. Здесь в 1918 году четырнадцатилетняя Фанни Зилверич (артистический псевдоним появится позже), скрыв свой возраст, поступила в театральную школу. Путь ее в искусстве не был простым и гладким, но она успела сделать много.
Амплуа травести ей очень подходило. Худенькая, угловатая, невысокая девочка отлично играла мальчишек – задиристых и непокроных. А мечтала о другом. С детства влюбленная в русскую литературу, Франческа с упоением читала Пушкина, Толстого, Достоевского и особенно Чехова. Играть на сцене Будапештского театра драмы в чеховских пьесах почитала за счастье. Аня в “Вишневом саде”, Ирина в “Трех сестрах” надолго остались ее любимыми ролями. Вероятно, имеено тогда, когда Франческа перечитывала пьесы и рассказы любимого Чехова, она поняла, что главное для нее в любой комедийной роли – “смех сквозь слезы”.
Театр принес успех актрисе. Но она была только в начале поисков своего жанра. Еще в театральной школе Гааль с упоением занималась хореографией и пением. Поэтому с восторгом согласилась исполнить роль веселой бесприданницы Лизы в новой оперетте Имре Кальмана “Графиня Марица”. А дальше в ее репертуаре появилась наездница Сьюзи в “Принцессе цирка” и трепетная Виолетта в “Фиалке Монмартра”. И в каждой из этих ролей она пыталась отыскать то, что вызывало бы “смех сквозь слезы”.
Резко изменил ее планы приход звука в кино. Начавшееся в США увлечение музыкальными фильмами захватило и Европу. Студии искали актеров, умеющих не только играть в комедиях, но танцевать и петь. Судьба Гааль была предопределена. Знаменитая немецкая компания “УФА” заключила с ней контракт на участие в музыкальной комедии “Паприка”. Фильм покорил зрителей. У касс кинотеатров Праги, Вены, Берлина, Будапешта выстраивались очереди. Немецкий знали все. Он не служил препятствием, а проделки героини фильма оказались близки и понятны всем.
Но наступил 1933 год. На “УФА” пришло распоряжение о строжайшем соблюденгии расовой чистоты. С актрисой расторгли контракты. Она покидает Берлин и уезжает в Вену, которая демонстративно игнорировала указания рейха. В Австрии Франческа сыграет лучшие свои роли в фильмах “Чиби – задорная девчонка”, “Маленькая мама”, “Катерина последняя” и “Петер и Ева”. Последние ленты были проданы в СССР – ведь в них не было пропаганды Запада, а элементы социального неравенства героев картины вполне устраивали ревнителей идеологической чистоты. А для советского зрителя каждая встреча с Гааль была встречей с актрисой, покорившей их сердца. Ей подражали: появились стрижки “под Петера”, раскупались шляпки “маленькая мама”, песни в исполнении Гааль звучали с грамофонных пластинок, комедии с участием Франчески ставили у нас рекорд популярности.
Вскоре актрису пригласили в Голливуд. Работала она легко, быстро выучив английский. Но в начале Второй мировой войны Гааль внезапно начала собираться в Европу, ее беспокоило положение матери, сестры и брата. Хотелось им помочь перебраться в Америку.
Понимала ли она, куда едет, когда в начале 1941 года пересекала на самолете океан? Похоже, не до конца. Приехав на свою виллу на Балатоне, Франческа не застала там никого. Разгул антисемитизма загнал мать в будапештское гетто, где ее вскоре замучили нацисты. Сестра умерла в концлагере Прессбург. Сына брата убили во время облавы. Сама Франческа, бессильная что-либол сделать, скрывалась четыре года.
Советская Армия освободида Будапешт. На улице курортного поселка близ Балатона Гааль встретила советских солдат песенкой “Сегодня я чувствую себя чудесно” из “Петера” – фильма, который у нас любили все. По приглашению командования Советской Армии и Общества культурных связей с заграницей актрису пригласили в Москву.
В столице было лето. Сохранился цветной фильм о первом физкультурном параде. В нем есть несколько крупных планов Гааль: сверкающая улыбка, какой ее запомнили по увиденным фильмам, она радостно приветствует идуших по Красной площади спортсменов в трусах до колен. Актрису пригласили в Госкино, свозили на “Мосфильм”, любезно выслушав ее пожелание сыграть в советском фильме “Пигмалион” роль Элизы Дулитл. Пообещали “согласовать вопрос” и вскоре дать ответ.
В ожидании она предложила свои услуги Малому театру, где шел “Пигмалион”. У нее поинтересовались: “А на каком языке вы собираетесь играть?”. “На немецком, конечно, – ответила Гааль. – Я сыграла ее более ста раз. – Увидев смущенные взгляды, она добавила: “Но я могу выучить по-русски. В Америке я играла на незнакомом мне английском, который выучила за месяц”.
Гааль улыбалась, ее глаза светились. В Малом театре ей также сказали, что “надо согласовать вопрос”, и пообещали дать скорый ответ. Ответа она так и не дождалась. Ее проводили на аэродром и посадили в военный самолет, другие тогда просто не летали.
Прилетев в Будапешт, актриса начинает играть в театре “Вигсинхаз”, однако, приход к власти коммунистов, разогнавших все другие партии, заставил ее вернуться в США. В Гааль уж слишком был велик страх оказаться в руках нового тоталитарного режима.
Франческа Гааль не смогла вписаться в послевоенную американскую кинематографию. Почти незамеченной осталась и ее смерть 2 января 1973 года. Но зрители еще долго будут помнить, во всяком случае российские, девушку по имени Петер, которая могла удивительно показать на экране смех сквозь слезы.
Владимир СЕРГЕЕВ.