газета «Но́вый Взгляд»

 

Первая российская частная газета

 

Первая российская частная газета «Но́вый Взгляд» выходит с 8 июня 1992 года (объем в разные годы: от 2 до 16 полос, формат А2). Изначально была зарегистрирована (осенью 1991) Министерством печати РФ как орган телекомпании ВИD «Взгляд». Часть тиража распространяется в качестве вкладки-приложения к ежедневной газете «Московская правда» (в 1992 по средам, начиная с 1993 года по субботам). С 2005 года еженедельный цикл сменён на ежемесячный.

Издание зародилось по инициативе новатора от журналистики Влада Листьева.

По рекомендации Ивана Демидова новый еженедельник возглавил экс-ведущий программы «Взгляд» Евгений Ю. Додолев.

Первый номер газеты «Взгляд», учрежденной телекомпанией ВИD, вышел 15 января 1992 года: прославленный Игорь Леонидович Кириллов анонсировал дебют в эфире одноименной передачи.

После публикации в одном из февральских выпусков заметки «Макар словил стрижа» (имелась в виду ведущая радио «Европа плюс» Ксения Стриж, в ту пору гражданская жена культового рок-музыканта Андрея Макаревича) отношения между учредителем и главным редактором перешли в конфликтную фазу. В мае 1992 года газета была переименована. Соучредителями «Нового Взгляда» стали Евгений Ю. Додолев и Кирсан Илюмжинов. После недельной задержки 6 июня вышел очередной номер еженедельника, но уже брендированный как «Новый Взгляд».

В оформлении использовались элементы советской символики, что для начала 90-х было необычно.

Кредо издания — тотальный плюрализм. На одной и той же странице соседствовали Виталий Коротич и Александр Проханов. Слово давали всем.

В качестве публициста дебютировал на страницах именно этого проекта «отец сов. рок-н-ролла» Александр Градский, который, как правило, выступает на страницах печати и ТВ-экранах в основном как темпераментный собеседник журналистов, трепещущих перед Гением.

Газета была популярна среди ньюсмейкеров того времени. Иван Демидов узнал об Отаре Кушанашвили, для которого газета стала стартовой площадкой в его карьере. А влиятельные бизнесмены, читавшие трендовый (точнее, модный) в тот период еженедельник, находили друг друга: вот что писал в своей книге «первый советский миллионер» Артём Тарасов:

С Кирсаном Илюмжиновым я давно хотел встретиться. Читал о нём в газете «Новый взгляд», которую выпускал Евгений Додолев.

«Колонку главного редактора» Додолев отдал коллегам: в период 1992—1995 сотни главредов выступили на страницах экстравагантного издания со своими программными текстами. Владислав Старков писал концептуальные статьи, некоторые редактора просто рекламировали свои издания в модной на тот момент газете. Случались и казусы. В начале 1993 года рубрику курировал Отар Кушанашвили. В его задачу входило договориться о колонке и затем адаптировать материал под «нововзглядовский» формат. Однажды Додолеву позвонил главный редактор «Литературной газеты» и поблагодарил за публикацию, отметив между тем, что текст не писал. Оказалось, что куратор рубрики просто смастерил адекватную компиляцию из опубликованных ранее интервью. После этого Кушанашвили от данной работы был отстранен, что благотворно сказалось на его творчестве, ибо высвободило время для самореализации способного журналиста.

В газете начинали свою карьеру известные российские журналисты: интервьюер Андрей Ванденко, литератор Игорь Воеводин, репортер Валерий Яков (впоследствии возглавил проект «Новые известия»). Явочным порядком создана была школа т. н. бульварной журналистики. В своеобразной альма-матер начинали многие известные журналисты этого массового жанра (Андрей Вульф, Отар Кушанашвили, etc.).

«Новый Взгляд» также познакомил широкую публику с неизвестными до этого маргинальными авторами, такими как Ярослав Могутин и Валерия Новодворская.

Из романа Э.Лимонова «В плену у мертвецов»:

Через посредничество моего тогдашнего издателя Шаталова я приземлился в «Новом Взгляде»… До того как я стал выпускать газету «Лимонка», я печатал свои статьи у Додолева. В «Новом Взгляде» собралась тогда сверхпёстрая компания экстремистов всех сортов: от Могутина до Жириновского. Я опубликовал в «Новом Взгляде» с полдюжины отличных вещей, среди них очерк «Псы войны», так что вспоминаю газету с удовольствием. В ту эпоху в ней присутствовала жизнь. В венах газеты текла кровь…

Жена Лимонова Наталия Медведева в 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР и после окончателного возвращения (в 1992 году) публикует у издателя Александра Шаталова первую (в СССР) книгу — "Отель «Калифорния». Её книги во многом строятся на газетных публикациях, о чем рассказывала сама писательница:

" В эту книгу вошли тексты, некоторые из которых ранее были опубликованы в российской периодике: конечно же в газете "Новый Взгляд", у Додолева, где я и начала впервые печататься в России "

В эту пору она позиционирует себя как "парижского корреспондента московской газеты «Новый Взгляд». Деятельность в качестве журналиста сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету, напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. Её журналисткая активность замечена: Константин Эрнст снимает о писательнице выпуск программы "Матадор" для телекомпании ВИD (Первый канал).

После запуска Издательским Домом «Музыкальной правды» и линейки светских ежемесячных журналов, газета стала меньше внимания уделять музыкальному аспекту отечественного шоу-бизнеса.

О кинематографе пишет для издания Кирилл Разлогов, вопросы масскульта освещает Дима Быков, концептуальные материалы готовит медиа-идеолог Марина Леско. По вопросам геополитики выступает Гейдар Джемаль.

Временами на страницах издания появляется и «старая гвардия», хотя большинство журналистов из «призыва-92» ушло на телевидение. Андрей Ванденко, возглавлявший газету в период стажировки Додолева в США (1993—1994) работает для «Итогов» и «Каравана истории». Валерий Яков вместе с Игорем Голембиовским создавал «Новые Известия» и с 2003 года возглавляет это издание. Андрей Вульф ушел сначала в шоу-бизнес, затем в политку. Игорь Воеводин после работы на НТВ и ТВ-6 занялся большой литературой, но не забывает ни «Новый Взгляд», ни «Московскую правду».