ИЗ ДВУХ ЗОЛ – БОЛЬШЕЕ

Руслан КИРЕЕВ,

главный консерватор “НВ”

Именно большее, и мы выбираем его безошибочно – такова уж, видать, наша национальная черта. Или, во всяком случае, традиция. Традиция, которую новейшая отечественная история развила и укрепила необычайно.

Особый вопрос: с какого времени этой самой истории вести отсчет? С 17-го ли года, когда к власти пришли большевики, пусть даже и пришли они не в результате свободного волеизъявления народа, но ведь и не без его же участия – такие встрясочки без участия народа не бывают? С года ли 85-го, когда все мы слушали, разинув рот, златоуста Горбачева, а потом, спохватившись, обнаружили вдруг, что никакой он не златоуст, и если ныне открываем рот при упоминании имени первого Президента последней империи, то с одной лишь целью – обложить оного? И это, между прочим, тоже выбор… Не прямой, опосредованный, но – выбор. А с некоторых пор нас как цивилизованных людей допускают и до настоящих выборов – с изобилием кандидатов, агитационным гвалтом и прочими аксессуарами вольного мира.

И вот тут уж мы показываем себя во всей красе. Тут уж мы из двух зол (а то из трех, из четырех, из пяти – в зависимости от числа фамилий в бюллетене) выбираем со стопроцентным попаданием наихудшее. Так в свое время было с партийным боссом Ельциным, в одночасье превратившимся на шестом десятке… ну, ладно бы, в пламенного демократа, а то ведь еще и в смиреннейшего христианина. (Замечу для сравнения, что Лев Толстой шел к Богу более полувека.) Так было и с веселым чеченцем Хасбулатовым, хотя тут выборы происходили не на бескрайних просторах, а в зале заседания. Так было совсем уж недавно, в минувшем декабре, с бывшим иудеем Жириновским, малым тоже веселым…

Момент выбора присутствует в нашей жизни постоянно, и чем дальше, тем больше, причем реализуется в таких экстравагантных формах, какие хваленым западным демократам и не снились.

Тут, простите уж за банальность, сама собой напрашивается в качестве примера история с “МММ”. Казалось бы, даже младенцу ясно, что это – грандиозная афера, не могут миллионы людей разбогатеть одномоментно, да еще в стране, где останавливаются заводы и шахты, где все больше людей что-то там продают и все меньше людей хоть что-нибудь производят. Ан нет! Ошалевшие соотечественники часами, сутками простаивают в очередях, чтобы собственными руками отдать последние деньги неведомо куда, неведомо кому, неведомо под что. А ведь знающие люди, асы своего дела, академики экономических дисциплин, предупреждали: блеф все это, чистой воды “пирамида” и популярно разъяснили, как эта самая “пирамида” возводится, дабы потом непременно рухнуть.

Не помогло. Академики начисто проиграли дегенерату Голубкову: именно в его пользу, а не в пользу академиков люди сделали свой выбор. Очередной выбор… В результате у нас появилось не знаю уж какое по счету “чудо света”. Знаменитая усыпальница фараона Хеопса выглядит по сравнению с русской пирамидой строеньицем из детских кубиков.

Великий строитель временно был изъят из своих апартаментов, но билетики с его изображением из обращения не изъяты. Их по-прежнему покупают, их по-прежнему продают. Фантастическая страна! Фантастический народ! Нам говорят, нам прямо-таки на пальцах объясняют: вас надули, родные, а мы выстраиваем пикеты, мы идем на демонстрации, мы пишем письма в защиту того, кто нас облапошил. И стал, следовательно, национальным героем.

На Руси всегда так было. Всегда мы превозносили до небес тех, кто нас обворовывал, притеснял, убивал и, соответственно, оплевывал истинных героев. Это – тоже наша национальная черта, как и уникальная славянская способность из двух зол выбирать худшее.

Плоды такого как раз выбора мы и пожинаем ныне. Да, то, что было прежде, в советские времена, – плохо, да, то было зло, но зло все-таки меньшее. Меньше убивали – и друг друга, и самих себя (количество насильственных смертей вышло на первое место, потеснив былого лидера – сердечно-сосудистые заболевания), меньше воровали – во всяком случае, пароходы, ядерное топливо и многоэтажные здания не прикарманивали, меньше продавали самих себя. Вот уж точно никогда в империи – ни в российской, ни в советской – не было столько холуев, как сейчас (от телохранителей до телекомментаторов), никогда не было такой утечки мозгов – и за границу, и внутри страны. Ибо это разве не утечка мозгов, когда доктора наук, повесив на дверь лаборатории амбарный замок, торгуют у метро сигаретами? Никогда наши женщины, самые красивые и самые молодые, не шли толпами в проститутки. По всему миру расползлись, и всполошившийся мир защищается от них, как может.

Моя младшая дочь весь год копила деньги, чтобы на каникулы съездить на пару недель к школьной подруге, которая живет теперь в Израиле. Но когда стали оформлять документы и выяснилось, что потенциальная туристка молода да вдобавок не замужем, то потребовали от приглашающей стороны такой залог – на случай, если гостья вздумает вдруг остаться, – что мечта повидать землю обетованную отпала сама собой.

Нас боятся. И девочек, и мальчиков – всех. Раньше державы боялись, но теперь державы нет, и боятся нас, ее бывших подданных. Еще бы! Люди, разваливающие собственную страну, – и какую страну! – способны на все.

Слышу возражение: не народ, дескать, развалил, а беловежская троица, однако троица-то не самозваной была, а законно избранной. Это же мы с вами, Мы, Миллионы Мудаков (или сокращенно “МММ”), сделали свой выбор, попавшись на удочку грандиозных посулов.

Признаем: посулы оказались не совсем зряшными. Или даже вовсе не зряшными, вот только – не для всех. И даже не для большинства. Сработал тот же принцип “пирамиды”: верхушка озолотилась, а те, что внизу, потеряли последнее. Поделом! Капитализма, видите ли, захотели! Это, простите меня, все равно, что негр захотел бы стать белым… Можно, конечно, – подобные операции делают, но не каждый организм выдержит ее. Лишь молодые да крепкие, да хваткие, но много ли таких в нашей нищей, хворой, затурканной, с безнадежно испорченным генофондом стране? Вот и мрем, как мухи, от этой варварской операции, производимой докторами-коновалами под пропагандистским наркозом.

Действие наркоза, однако, не может быть вечным. Очухиваемся мало-помалу. Прозреваем. И в частном порядке прозреваем, и на официальном, так сказать, уровне. Недавно высокий суд оправдал-таки генерала-гэкачеписта, не найдя в его действиях и признаков заговора с целью захвата власти.

Не там искали… Не у того… Заговор-то был, и захват власти был – форменный захват; я писал об этом в “Новом Взгляде” (№2, 1994 г.). Статья так и называлась – “Захват”.

Это дело высокий суд еще не рассматривал. Но, может, оно и к лучшему? За судом ведь последует очередной “выбор народа”, и я боюсь – очень боюсь! – этого выбора. Результаты его предсказать не трудно. Опять вляпаемся. Опять выберем из двух – или скольких там! – зол большее. И тогда я буду писать с ностальгическим придыханием, что вот, мол, при Ельцине, которого все мы ругали…

Нет, тогда уж я писать не буду. А если и буду, то втихаря, втайне от самого себя.

Словом, ни к чему хорошему не приведет наш доморощенный демократизм, поэтому оставим-ка эти игрушки для англичан и прочих разных шведов. Не надо простым гражданам, пожизненным акционерам “МММ”, заниматься политикой. Не надо вникать в предвыборные лозунги. Не надо читать политэкстремиста Новодворскую и консерватора Киреева. Ну их! Читайте лучше Сименона. Смотрите “Просто Марию”. Пейте чай с халвой либо пиво, поскольку пиво…

Но о пиве, помнит постоянный читатель “НВ”, мы уже говорили.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СОСО – ЮРИЮ
СОРОК ПЯТЬ ЗА ЦИФЕРБЛАТ
ПАТРИСИЯ КААС ПРИВЕЗЕТ В РОССИЮ СВОЕГО ЖЕНИХА
ВАЩЕКИН КУРИРУЕТ “РЕД” КРАСОТОК
ЛИМОНКА В ЛЕНИНА
НОВОЯВЛЕННЫЙ ТЕАТР
РЕПЛИКА РЕДАКЦИИ “НВ”
РЫБАК И ОХОТНИК
ТАКОГО ЛА ТОЙА ДЖЕКСОН ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА
ГУРЧЕНКО ОДИНОКА, НО ЗДОРОВА (СЛАВА БОГУ)
ЕФИМ ШИФРИН: ЧУВСТВО ПОЛЕТА
НА ВОРЕ И ШАПКА ГОРИТ
Этикет. Знакомство
ДЕВА. Эротический гороскоп
КИРСАН ИЛЮМЖИНОВ. Хит-парад
ЛЕНЯ ГОЛУБКОВ. ТВ-парад
“САМОНАДОЕДЛИВЫЙ” ЛЕОНТЬЕВ
АНГЕЛ, ПАВЕЛ, ТАНЯ И ДРУГИЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА…
ГРАЧЕВСКИЕ СТРЕЛКИ


««« »»»