Сердце с перцем

Когда впервые в СССР решили показать фильм с участием Марики РЁКК, кинодеятели выбрали одну из лучших лент актрисы – “Женщина моих грез”, ставшую вершиной в кинематографической карьере актрисы и ее мужа Георга Якоби. Действительно, в 30 – 40-е годы прошлого века актриса была кумиром миллионов мужчин во всем мире. Во время Второй мировой войны этот фильм с наслаждением смотрели по ту и другую стороны линии фронта. У Марики появился зритель по всей Европе и в Америке. Рёкк совершает частые поездки по войсковым частям. Потом ее обвинят в том, что она таким образом “укрепляла боевой дух фашистской армии и тем самым содействовала продолжению войны”.

В советский прокат картина вышла под названием “Девушка моей мечты”.

Успех у зрителей был оглушительным. Больше того, звезда №1 советского кино Любовь Орлова очень много позаимствовала у Марики Рёкк в своих танцевальных миниатюрах в фильме “Весна”. Правда, превзойти свою коллегу Любови Петровне так и не удалось: Марика первоклассно владела исполнением чечтки, акробатики, джаз-танца, классического балета, а пируэты такого уровня, какие были в арсенале Рёкк, в мире вообще никто не исполнял. Кроме того, актриса прекрасно пела и обладала талантом драматической актрисы.

В первое послевоенное десятилетие на экраны страны вышли около сотни фильмов, которые тогда называли “трофейными” (перед началом картины шла надпись: “Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома немецко-фашистских войск в 1945 году”). Это были в подавляющем большинстве мелодрамы, комедии, музыкальные и приключенческие картины, созданные в Англии, Германии, США, Франции: “Индийская гробница”, “Королевские пираты”, “Сети шпионажа”, “Судьба солдата в Америке”, “Дорога на эшафот”, киноновеллы о Тарзане и многие другие незабываемые ленты. Целое поколение советских людей выросло на этих картинах и многие помнят их до сих пор. Галерея великолепных мужчин: Эррол Флин – сорвиголова с нечеловеческим обаянием; Роберт Тейлор – до приторности, до неприличия красивый; Джонни Вайсмюллер – незабываемый Тарзан, обладающий грацией и силой подлинного царя джунглей.

А какие были очаровательные женщины! Дина Дурбин, Франческа Гааль, Джуди Гарланд и, конечно же, Марика Рёкк. Я смотрел эти фильмы в кинотеатре “Иллюзион”, когда был студентом ГИТИСа. Мое сердце принадлежало Дине Дурбин, а глаз не мог оторвать от Марики Рёкк с ее броской зрелой красотой, дерзостью, бурным темпераментом и неукортимой энергией. Настоящая примадонна!

Она родилась в Каире 95 лет назад. Но вскоре началась Первая мировая война, и Роберт Рёкк (отец) был вынужден вернуться в Будапешт – его мобилизовали. А матери Марики пришлось поднимать детей одной. Когда отец вернулся с фронта, он часто рассказывал один из эпизодов той войны. В строительной части, которой он командовал, было сто русских пленных, и Рёкк-старший относился к ним по-человечески. Они называли его “добрый командир”. Однажды русские, терпя нечеловеческие условия жизни, взбунтовались и так избили охранника, что тот умер от ран. Зачинщиков было приказано расстрелять. Но Роберт Рёкк, одержимый идеей справедливости, добился, чтобы русским сохранили жизнь.

Во время Второй мировой войны, когда наши войска вошли в Будапешт, брат актрисы Эди лежал в больнице. Советские офицеры стали составлять списки больных. “Эдуард Рёкк”, – назвал себя Эди. Тут один седой русский офицер обратился к переводчику: “Рёкк? Его фамилия Рёкк? Спросите-ка его, был ли его отец архитектором?” Эди сразу же сообразил, почему русский его об этом спрашивает, и ответил: “Я его сын”. А советский офицер сказал: “Я был в числе тех пленных”. И брата Марики стали обихаживать в больнице как лицо особо привилегированное. Но это случится через двадцать лет.

А пока будущая звезда подрастала. Она начала регулярно выступать на сцене с одиннадцати лет. Работа в труппе “Мулен Руж”, затем Бродвей, ночные клубы Гамбурга, Берлина, Монте-Карло. А ведь ей не было и пятнадцати. В ней рано проявилось упорство, воля, трудолюбие и творческая одержимость. Юная Рёкк понимала: надо отдавать себя без остатка изнурительному труду, и ничто не должно останавливать актрису, что бы ни случилось – на сцену! Свою почти атлетическую манеру танца Марика принесла с подмостков варьете на экран. Она дебютировала в кино в 1930 году, сыграв в австрийском фильме “Поцелуй меня, сержант”. И только спустя пять лет, встретила “своего” режиссера – Георга Якоби. Их первой лентой станет музыкальная мелодрама “Нищий студент”. До начала Второй мировой войны они сделают пять картин, которые будут иметь бешеный успех. Рёкк станет звездой №1 Германии и мужем Якоби.

То, что Рёкк сделала карьеру в Германии в период нацизма, припомнят ей потом не один раз. Три года в пору наивысшего расцвета жизненных сил актрисы ей будет запрещено выступать и сниматься. Обыватель представлял себе дело так: кинозвезда УФА (лучшая и крупнейшая студия Германии тех лет) непринужденно общалась с нацистскими главарями и была их идеологическим послом. Да, Рёкк бывала на приеме у фюрера. Правда, приглашали ее одну, без мужа. Якоби был в немилости у Геббельса, да и Марику он не особо жаловал, но она очень нравилась Гитлеру, а с вождями не спорят. И Рёкк добилась того, чтобы во время войны Георгу разрешили снять четыре картины – “Кора Терри”, “Женщины все же лучшие дипломаты”, “Танец с Кайзером” и “Девушка моей мечты”, ставшими вершиной в их кинематографической карьере. Последний фильм с наслаждением смотрели по ту и другую стороны линии фронта. У Марики появился зритель по всей Европе и в Америке. Она совершает частые поездки по войсковым частям. Потом ее обвинят (прежде всего американцы), что Рёкк “укрепляла боевой дух фашистской армии” и тем самым содействовала продолжению войны. Да, с окончанием мировой бойни для Рёкк наступят тяжелые времена.

Некто Курт Зингер издал в США книгу, придав ей вид “документальной”, где обвинил актрису во всех смертных грехах. Американцы допрашивали актрису, показывали ей фотографии, где она снята в Венеции в подвенечном платье под руку… с доктором Геббельсом. Это был грубый фотомонтаж, которому поверили янки. Советская же разведка понимала, что Рёкк подозревают понапрасну. Генштаб выдал актрисе свои документы и пригласил ее в советскую зону Вены с концертами. “Девушку моей мечты” хотели видеть наши солдаты. Разумеется, советское командование оплачивало выступления артистки. Мало того, предоставило Рёкк и ее семье жилье, снабдило медикаментами и продуктами питания.

Через некоторое время состоится судебное заседание, на котором Рёкк полностью оправдают, и с 1948 года она вновь начнет сниматься. Якоби снимет с ее участием восемь картин, среди которых наибольший успех имеют “Дитя Дуная”, “Принцесса чардаша” и “Ночью в кабачке “Зеленый какаду”. Марика с грандиозным успехом гастролирует по городам ФРГ и Австрии. У нее самые высокие гонорары.

Но вскоре она разводится с мужем, и на десять лет ее любовником становится англичанин Тео Нордхауз. А потом в ее жизнь войдет актер Фред Рауль, который станет ее последней большой любовью. Вырастет дочь, родившаяся в конце войны, которая затем станет драматической актрисой. Появятся внуки, а Марика все так же будет поражать зрителей и профессионалов своим темпераментом и неувядаемым мастерством.

Ей было за семьдесят, когда она в одиночку должна была строить свою жизнь. 15 августа 1985 года Фред Рауль умер на руках у жены. Марика окаменела от горя. Но представить бездействующей Рёкк было трудно. И она нашла в себе силы, чтобы написать книгу и блистательно сыграть в фильме “Замок Кенигсвальд”, где она отплясывает чарльстон и буги-вуги так лихо, что дух захватывает.

Книга “Сердце с перцем” сразу же стала бестселлером. В ней с подкупающей откровенностью прославленная актриса рассказала о своей жизни, творчестве, встречах с интересными людьми. В СССР мемуары актрисы вышли тиражом 50 тысяч экземпляров и были моментально раскуплены.

Энергия, оптимизм, дисциплинированность, а главное – нечто такое, что называют божьим даром, создали звезду театра, кино и эстрады неувядаемой. Ее не стало 15 мая 2004 года, но фильмы с участием Марики Рёкк до сих пор волнуют зрителя. Перед смертью она сказала в последнем интервью, обращаясь к телезрителям: “Будьте здоровы. Я тоже постараюсь не подкачать”.

Владимир ГОЛИЦЫН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

О недостатках и достоинствах
Эксперименты Арбениной
Бэби Большого театра
«Водопад» Григория Лепса накрыл столицу
Идеальный мужчина – это?..


««« »»»