Пять дней в январе

На днях завершился фестиваль архивного кино “Белые Столбы-2009″, опус XIII, который, как оказалось, был подготовлен всего за две недели. В кризисное время “глубоко безнравственно устраивать карнавалы”, поэтому он был предельно скромен, “без всяких фокусов и завитушек”. На церемонии открытия, например, не было ни пространных официальных приветствий, ни посредственного качества эстрадных номеров. Такая лаконичность очень “к лицу” этому камерному мероприятию.

“Белые Столбы” в нынешнем году стали фестивалем-семинаром, где основной упор делался на качественную кинопрограмму и жесткую направленность на анализ настоящего и будущего России, ее интеллектуального фонда. Открыл фестиваль-семинар неигровой фильм 2008 года “Pro  молодежь” (режиссер Наталья Яковлева, киновед и сотрудник Госфильмофонда). Напомним, что “pro” по-латыни означает “за”, в защиту. Единственной надеждой всегда оставалась и остается молодежь – не “огламуренная” средним классом и не ушедшая в затяжной социальный протест, лишенная прекраснодушия, но не утратившая способности мыслить. Фильм открытия задал определенный тон всему фестивалю. На тринадцатом “опусе” мы “не напрягаясь” (по совету одного из представителей картины) всматривались в экран и думали о том, как жить дальше.

В программе фестиваля остались прежние рубрики: “Великие столетия” (рассказывающая Янине Жеймо, Серго Закариадзе, Элиа Казану, Андре Кайатту, Марселю Карне Джозефу, Лоузи, Владиславу Микоше), “In memoriam” (посвященная ушедшим в мир иной в прошлом году великолепным мастерам – Нонне Мордюковой, Полу Ньюмену и Михаилу Пуговкину), “Конфронтация” (“Украина – взгляд из прошлого и настоящего”). Появилось и несколько новых рубрик: “К 70-летию Второй мировой войны”, “Россия и Грузия – годы кинематографической дружбы”, “Архивные находки”. Традиционно несколько фильмов для программы этого года предоставил Российский государственный архив кино-фотодокументов. Особо хочется упомянуть четырехминутный черно-белый фильм “Открытие заседания Первой Государственной Думы 26 апреля 1906 года”. Это первая съемка в России государственного официального события.

Меня всегда интересовало документальное кино. И на этот раз программа документальных фильмов была чрезвычайно интересной. Трудно что-либо выделить, но особое впечатление на меня произвели две работы: “Великое освобождение” Московской кинохроники 1939 года и съемки Владислава Микоши о сносе храма Христа Спасителя. Рубрику “Великие столетия: В.Микоша” представляла жена, друг и сподвижник выдающегося кинодокументалиста Джемма Фирсова. Джемма Сергеевна, как всегда, говорила увлекательно, без лишних слов, но с должным пиететом к великому художнику.

Конечно же, во время фестиваля мы много общались между собой. Во время бесконечных дискуссий спонтанно родилась фраза: “Советы коллег ценны, советы Владимира Дмитриева бесценны”. Владимир Юрьевич, художественный руководитель фестиваля, известный кинокритик и теоретик кино, в Белых Столбах был самым востребованным и занятым человеком. Но у него все равно находилось время ответить на интересующие журналистов вопросы, просто сказать добрые слова. Да, несомненно, В.Дмитриев – душа, сердце и мозг фестиваля архивного кино. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент нашей беседы.

– “Белые Столбы-2009″ заявлены как фестиваль-семинар. Что это значит?

– В этом году мы вовсе не хотели устраивать фестиваль – сказались сложное финансовое положение, определенная усталость. Решили провести небольшой семинар, на котором бы выступили киноведы со своими показами и сообщениями. Но поскольку журналисты и общественность не одобрили уход фестиваля в чисто научную сферу, нам все-таки пришлось переориентироваться: оставив семинарские занятия, мы практически вернулись к прежней форме.

– Программы на злобу дня, по-вашему, должны присутствовать на таких фестивалях?

– Безусловно! На этот раз – цикл документальных фильмов, посвященных мировому финансовому кризису 20 – 30-х годов прошлого века оказался очень актуальным. Аналогия понятна. А в рубрике “Конфронтация” мы столкнули неожиданные и нестандартные точки зрения – “Украина – взгляд из прошлого и настоящего”. Помимо художественного фильма “Аннычка” 1968 года о Великой Отечественной войне параллельно показали несколько современных украинских фильмов: “Оранжевая зима”, “Война – украинский счет” и “Закон”. Очень важным считаю цикл, посвященный началу Второй мировой войны. Мы показали немецкую и советскую хронику 1939 года. Думаю, что именно так выбивается “искра истины” – прямое столкновение изначального материала, который оценивается с позиций современности.

– Показ картины “Первороссияне” можно назвать одной из главных сенсаций фестиваля?

– Несомненно, это сенсация. Мы начали работу над новым проектом, который продлится много лет. Хотим на все отечественные фильмы заготовить высококлассные копии. Вначале цифровые, потом перевести их на пленку – как самый надежный способ сохранения изображения. Мы очень гордимся первым опытом в этом направлении и показали на фестивале “Первороссиян” (режиссеры Александр Иванов и Евгений Шифферс). Это поэтический кинематограф по поэме Ольги Берггольц. Картина вышла в прокат в 32 копиях (что, естественно, крайне мало) на пленке 70 мм. Копии изнашивались, их уничтожали. Когда вышла из строя аппаратура для печати и реставрации картин этого формата, судьба “Первороссиян” завершилась. Негатив лежал в Госфильмофонде, сохраняя обаяние легенды. Через сорок лет картина возвращена к жизни. И это настоящая сенсация – она изменит наше представление о развитии отечественного кино.

***

Незаметно промелькнули дни работы в Белых Столбах. Мы с грустью покидали эти святые для всех деятелей кинематографа подмосковные места. Мы благодарны этому кинофоруму, окунувшему нас в мир кино, и руководителю пресс-центра Тамаре Сергеевой за хорошую организацию всего процесса. А в последний день общим голосованием пишущая братия отметила лучших из нас. Дипломом XIII фестиваля-семинара “Белые Столбы-2009″ в номинации “Российский теоретик и историк кино” награждена Майя Туровская. В номинации “Российский кинокритик/журналист” диплом вручен Ларисе Малюковой, а среди телевизионных программ о кино отметили передачу “Шедевры старого кино” (Ольга Лобанова и Сергей Антонов). Призом имени выдающегося кинокритика и теоретика кино Виктора Демина за большой вклад в отечественное кино награжден Армен Медведев, отметивший в прошлом году 70-летие со дня рождения. И еще один диплом за большую многолетнюю работу по воспитанию кинематографических кадров для Госфильмофонда России и в связи с 90-летием со дня основания награжден Всероссийский Государственный Университет Кинематографии имени С.А.Герасимова. Впервые на фестивале вручили приз “Литературной газеты” – его получила Наталья Яковлева (о ней см. выше). Со следующего года приз станет постоянным.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Всегда мечтал побывать в Москве
Тихий Шолохов
DVD-обзор
новости
Сидишки
Музыка. Вера. Милосердие


««« »»»