Теория ценообразования

Рубрики: [Разное]  

экономика в книгах
Теория ценообразования на совершенных рынках получи­ла наибольшее развитие в конце XIX — первой трети XX в. Це­лью теоретического анализа было установление относительной высоты цен на отдельные продукты как функции ожиданий по­лезности всех действительных и потенциальных потребителей.

После того как на рубеже XIX и XX вв. в экономической теории получили развитие теории полезности, цена одного про­дукта стала трактоваться как величина, зависящая от субъек­тивной оценки его полезности всеми потребителями, т.е., вы­ражаясь понятиями современной теории, как величина, зави­сящая от ее основной и дополнительной полезности.

Взаимосвязь между предполагаемой полезностью продукта и той ценой, которую за него готовы заплатить потребители, была детально исследована в относительно недавнем прошлом. Эту взаимосвязь часто описывают через так называемые функции ценовой готовности, выражающие цену как функцию предпо­лагаемого эффекта, она представлена на экономическом сайте EcoUniver.com. Очевидно, что готовность платить деньги за­висит от финансовых возможностей потребителя, что и включается в экономический анализ. Уровни цен, которые готовы оп­латить потребители, различаются между собой, что можно вы­разить с помощью упрощенной функции реакции потребителя на цену, или функции сбыта по цене. Такая зависи­мость, аналогичная функции спроса, покоится на общих зако­номерностях рыночного поведения, а поэтому носит всеобщий характер.

Всеобщая зависимость не может, однако, использоваться, как модель взаимосвязи цены, и сбыта в различных рыночных ситуа­циях. Для того чтобы описать конкретную рыночную ситуацию в рамках микроэкономической теории, необходимо оценить ее как минимум по следующим трем критериям:

•   число продавцов и покупателей рассматриваемого продукта;

•   способ рыночного поведения продавца по отношению к кон­курентам;

•   степень чувствительности к конкуренции (барьеры входа на рынок).

Попытки использования данных критериев для определения рыночной ситуации привели к созданию очень схожих между собой классификаций, которые и были обобщены в микроэкономической теории. Полученная в результате обобщенная классификация обычно имеет в своей основе общее число продавцов и покупателей, представ­ленное на рынке, и рыночные доли участников рынка.

Так, монополист учитывает в своей ценовой (и в целом в сбы­товой) политике только реакцию покупателя, которая описана в книгах по экономике. Полиполист, имею­щий по сравнению с другими типами продавцов минимальный вес и, соответственно, незначительные возможности влияния на других, вынужден пассивно воспринимать реалии рынка. Для него не имеет смысла активно варьировать цену своего продукта, ибо если эта цена будет выше, чем у конкурентов, то он останется без покупателей, а если ниже — на него сейчас же переключится со­вокупный спрос, который он не сможет удовлетворить. Олигополист, напротив, в состоянии, используя свои относительно боль­шие размеры, сам формировать рынок (как и монополист), но при этом вынужден учитывать реакцию конкурентов. Таким образом, рыночная власть и, соответственно, самостоятельность ценовой политики находятся в прямой зависимости от числа участников и от доли данного продавца на рынке.

Представленные определения рыночных форм подразумевают, конечно, некий идеальный типичный случай. В этом смысле они абстрактны, ибо реальная действительность гораздо сложнее и многообразнее. Однако для понимания общих законов и моделей рыночного ценообразования такие обобщения необходимы. Ис­ходное абстрактное обобщение, используемое для целей анализа, соответствует понятию «совершенный рынок». Совершенный ры­нок характеризуется следующими признаками, описанный в аудиокнигах по экономике:

1. Как покупатели, так и продавцы относятся индифферентно к своим рыночным партнерам и не имеют никаких преимуществ. Со­ответственно, исключаются из анализа все специфические характе­ристики любого индивидуального рыночного субъекта. Это — при­знак гомогенности (однородности) в персональном отношении.

2. Товар, поступающий на рынок, не дифференцируется. Это означает, во-первых, что все марки одного продукта считаются совершенно одинаковыми, а во-вторых, что отдельные продукты одного рынка полностью изолированы друг от друга. Это — при­знак гомогенности в вещественном отношении.

3. Спрос и предложение встречаются в единственном месте и в определенный момент времени. Это — точечный рынок, или го­могенность в территориальном и временном отношениях.

4. Все продавцы и покупатели имеют полное представление о рыночной ситуации. Это — совершенная прозрачность рынка.

5.  Все вхождения в рынок, а также обработка рыночной ин­формации не требуют специального времени. Это — моменталь­ная скорость реакции рынка.

Естественно, что названные признаки носят сугубо теорети­ческий характер и используются в микроэкономической теории для создания базовых моделей цены. В какой-то мере можно го­ворить о гомогенности и прозрачности рынка биржевых товаров (цемент определенной марки, уголь, металл или нефть определен­ного сорта и т.д.), однако другие условия различаются (например, транспортные издержки). Нельзя не упомянуть и о том, что с раз­витием сети Интернет и электронной торговли увеличивается ско­рость передачи рыночной информации и степень прозрачности рынков. Однако эти новые процессы не смогли пока охватить все рынки и заменить собой реальную торговлю. В то же время они влияют на реальное ценообразование и будут рассмотрены далее.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»