В ГРУСТНЫХ ПОИСКАХ ЦЕЛИ

Нельзя сказать, чтобы нынешние российские власти не понимали, в какой глубокой дыре они оказались. В дыре в том смысле, что нет общественных целей – хоть тактических и прагматических, хоть, тем более, стратегических и метафизических, нет веры людей, чуть было не написал, в них. Во что нет веры, если нет целей? Да ни во что. Так и говорят в экспресс-опросах на улице: “Ни во что не верю и никому больше не верю”. В стране сейчас нет ничего – только пустота, дыра. Вот уже больше года мы видим судорожные попытки изыскать или сочинить эти цели. Выбор возможностей, однако, не велик. Появление на службах в храмах высших чинов государства со свечками в руках, их участие в крестном ходе, их подходы под благословение к батюшкам, выдают неодолимое желание взять в путеводную звезду для государственного корабля православие. Все это как-то не вяжется с секулярным характером современного государства и типом западного политика. Мне пока в Америке не приходилось видеть по телевидению участия президента и министров в религиозных службах. А если очень редко и можно увидеть такой кадр, то только как частное времяпрепровождение президента наподобие его игры в гольф либо в официальных церемониях, таких, как похороны.

Но самое главное в другом. Православие в принципе не подходит для государственной идеологии. Во-первых, сами церковные иерархи этого не хотят и не считают возможным участие церкви в политике (за исключением политиканствующих священников), во-вторых, Россия – многоконфессиональная страна и не может быть сейчас объединена единым вероисповеданием. Да такого даже и раньше, до 17-го года, не было вопреки уваровской триаде: “самодержавие, православие, народность”. И есть самое главное, третье. Православие по своему внутреннему духовному настрою, по своей интенции, никак не может и не будет способствовать “построению капитализма” и переходу к рынку. В православии, помимо многих достоинств, есть одно качество, очень привлекательное для обывателя, но совершенно противопоказанное для стимулирования деловой активности. Для православного верующего вовсе не обязательно доказывать себе, что он будет спасен, и ему излишне получать для этого подтверждение через жизненные успехи и деловую активность. Достаточно, даже ведя очень греховную жизнь, скажем, просаживая отцовское наследство в пьянках-гулянках, периодически проходить обряд покаяния и ходить на исповедь, и ты получишь отпущение грехов. В своем предельном случае этот настрой отливался в формулу, которую любил повторять Гришка Распутин: “Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься”. Получалось, что для спасения нужно как можно больше грешить. Крупный русский просветитель и философ Федор Степун еще в 1925 году писал: “Через всю историю русской мысли если не красной линией, то все же красным пунктиром проходит домысел, что право – могила правды, что лучше быть бьющим себя в перси грешником, чем просто порядочным существом”. Сказанное выше, разумеется, не относится к старообрядчеству, которое по многим признакам как раз напоминает протестантизм, а по своему происхождению и было (в пику официальному православию) им. Да и вообще народ наш сейчас вовсе не религиозен, а церковь, десятками лет почти загнанная в подполье и опекавшая там убогих старушек, имеет слишком мало высококультурных священников (таких, как злодейски убитый о.Александр Мень), чтобы смочь, если бы даже и хотела, духовно направлять народ.

Зато вместо православия ширится мутный поток диких суеверий, колдовства, экстрасенсорных сеансов и прочей кашпировщины и что самое симптоматичное – по телевидению. Все это, как правило, замешано на глубокомысленных рассуждениях о космической природе неких полей и излучений, которые черпает колдун или экстрасенс прямо из бездн Вселенной. Такая вот колдовско-космическая вера. Сокращенно – колкосная вера. Только и остается ждать харизматического вождя (сокращенно – харизматика) этого колкосного движения, и уж он себя тогда покажет. Подобно горному орлу, он взмоет вверх и оттуда, сверху, на всех нагадит. Но это когда еще будет. А дай Бог – и вообще пронесет чашу сию.

А пока власти пытаются еще и еще нащупать хоть какой-то заменитель идеологии. Вот нашли вроде бы неплохую идею – государственничество. Быстро стали государственниками советник Ельцина по политическим вопросам Шахрай, вице-президент Руцкой, государственником вроде бы заявляет себя новый премьер Черномырдин. Наоборот, явную антигосударственницу мадам Старовойтову, недавнего советника Ельцина по национальным вопросам, благодаря советам которой российские власти вооружили противоборствующие силы на Кавказе и в других местах, наконец-то уволили. Государственником ныне быть тем почетнее, что все русские историки и мыслители были государственниками – Татищев, Карамзин, Соловьев, Ключевский, Бердяев, Ильин, Федотов…

Каким образом сейчас может выглядеть государственная идея, то есть идея особой роли государства в жизни России, как она сложилась исторически? Конечно, она не может сейчас выглядеть так, как до революции. Тогда Россия была единая и неделимая и имела внутреннее членение не по национальным или даже конфессиональным границам, что подрывало бы саму государственность, а членилась чисто административно на губернии или области. А сейчас? Это слишком хорошо известно. К тому же и президент так называемой Российской Федерации приложил руку к распаду “единой и неделимой”, и ему политически очень сложно сейчас встать в позу государственника.

Но кое-что от традиционной государственности восстанавливается, притом – далеко не самое нужное или лучшее. И носит эта реанимация явно внешнеполитический характер. В стране наметился “восточный уклон”. В недавних заявлениях и президента, и других правительственных лиц стали подчеркивать, что Россия вовсе не собирается держаться прозападного курса (а зачем, если обещанные многомиллиардные кредиты Международного валютного фонда так и не были выданы?). Россия, говорится в этих заявлениях, будет отныне не меньше уделять внимания традиционным связям со странами Востока, а также со всеми прочими на основе собственных интересов. Результаты “новой восточной политики” не замедлили появиться. В конце января этого года Ельцин в Индии подтвердил свою позицию по продаже криогенных двигателей для баллистических ракет Индии, недвусмысленно заявив, что попытки “третьих стран” помешать этому (имелись в виду США) нелепы и обречены на фиаско. Верховный Совет принял ряд постановлений в поддержку Сербии и одновременно осуждающих меры Запада против этой страны. Более чем прохладно встретили президент и МИД России акции США, предпринятые против Саддама Хусейна, а телевидение даже уделило должное внимание опереточной посылке “соколов Жириновского” на помощь иракскому диктатору. Следующий шаг на этом пути – это рост антизападных (в первую очередь антиамериканских) настроений, что уже начинает быть заметным, и все большая самоизоляция страны. Пока правительство заявило о том, что оно намерено продавать новейшее оружие тем странам, коим сочтет нужным, хотя бы это и очень не нравилось США. Любопытны в связи с этим пассажи в статье В.Щепоткина “Экспорт оружия: зло или благо?” в “Известиях” от 29 января 93-го года: “…мы далеко не лидеры в торговле оружием. – А кто лидеры? – Соединенные Штаты. Кроме того, Израиль, Бразилия, Китай. …Поэтому вряд ли допустимы продолжающиеся в наш адрес менторские назидания относительно аморальности торговли вооружением. Недавно США преподали миру очередной урок двуличности, продав новейшие самолеты Тайваню”. Я хотел бы обратить внимание даже не на существо дела (правомочность торговать, скажем, новейшими танками, а не резать их на металлолом в порядке “конверсии” и разоружения), а на довольно отчетливую антиамериканскую тональность текста.

Но никаких позитивных целей как не было, так и нет. Не считать же таковыми некие негативные обещания – не дать расти инфляции, остановить падение жизненного уровня, не позволить преступности парализовать экономику и даже бытовую жизнь (недавний указ президента про “последний и решительный бой” с преступностью), чего-то там не допустить и даже кого-то посадить…

Валерий ЛЕБЕДЕВ, США.

Материал передан собкором «Нового Взгляда» в США Виталием КОРОТИЧЕМ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИРИНА АЛЛЕГРОВА. Меню
С ЖИРУ БЕСЯТСЯ…
ЮРИЙ АЙЗЕНШПИС. Гардероб
КАК КУПИТЬ ДОМ В КАЛИФОРНИИ?
ШУТка УДАЛАСЬ
АЛИБАСОВ-КАРАБАС(ОВ) РАЗГОВОРИЛСЯ
ТАРЗАНЫ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!


««« »»»