Мой адрес – не дом и не улица…

Художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» Юрий Федорович МАЛИКОВ начал писать свои мемуары не от хорошей жизни. В конце 80-х – начале 90-х его главное детище оказалось невостребованным, и деятельному продюсеру (хотя он никогда не ассоциировал себя с этим словом) показалось, что пора поневоле уходить на пенсию и заниматься книгой воспоминаний.

Тогда он даже успел надиктовать несколько фрагментов мемуаров. Однако вскоре тенденция огульного отрицания совка сменилась ностальгическим трендом, и «Самоцветы» практически триумфально вернулись со своими старыми песнями и даже в нескольких составах. Вершиной карьеры своего ВИА Маликов теперь считает концерт в Государственном Кремлевском дворце, посвященный 35-летию коллектива. После этого юбилея Юрий Федорович – так сказать, на гребне успеха – решил вернуться к работе над мемуарами.

Вероятно, чтение этой книги лучше растянуть на несколько месяцев – прочитав одну из восьми глав, к следующей стоит возвращаться, когда крепко забудешь содержание предыдущей. Дело в том, что у Юрия Федоровича получилось совсем не линейное повествование, и, несмотря на его феноменальную память на даты, он не очень старался соблюдать хронологический порядок. Гораздо важнее для отца Дмитрия и Инны Маликовых оказалось лишний раз как-то защитить дело своей жизни – поэтому он то и дело сбивается на пропаганду искусства ВИА, критику современной поп-культуры (без конкретных имен) и рассказы об успехах «Самоцветов» (и вообще эстрады) советского периода.

Это небезынтересно, но когда читаешь книжку «насквозь», возникает ощущение, что и автор, и редактор готовили текст по частям. Фразы типа «мне все песни из репертуара «Самоцветов» очень дороги и своей трепетностью, и патриотизмом, и актуальностью на все времена» поначалу не раздражают – ибо даже сквозь такую «суконность» чувствуются душевность и доброта автора. Но когда подобные формулировки встречаются в пятый раз, они уже откровенно веселят, а на восьмой начинают слегка… надоедать. Юрий Федорович отвел отдельные главы на воспоминания о родителях, своем становлении как музыканта, рассказы о детях, историю знакомства с женой – эти места наиболее информативны и занимательны, хотя и в них автор иногда будто спохватывается и опять возвращается к «Самоцветам» и стариковскому брюзжанию в адрес нынешней попсы или вдруг рассыпается в благодарностях людям, которые помогали ему на протяжении жизненного и творческого пути.

Таким образом, мысли, которые Юрий Федорович считает самыми важными, в книге повторяются множество раз. Читатель не однажды понадеется, что автор вот-вот проговорит самое главное и наконец приступит собственно к мемуарам, но по большому счету эта надежда так и не сбудется. При этом в рассказах о семье встречаются моменты, которые уже были много раз озвучены в интервью – например, история о потерянном во время прогулки на саночках Диме или случай, когда из длительной зарубежной поездки Маликов-старший вместо денег и подарков семье привез тонны музыкальной аппаратуры для создания своего ансамбля.

В главе о любимой жене никак не объясняется, почему отца Людмилы Михайловны, у которого молодожены Маликовы прожили три года, зовут Александром Васильевичем. На помощь любознательному читателю неожиданно приходит «постепенный» метод создания книги: в следующем разделе, написанном явно через большой временной промежуток, Александр Васильевич оказывается отчимом. Не менее забавно обнаружить на фотографии, подписанной «ВИА «Самоцветы», 1984 год» человека в футболке с надписью «Перестройка».

Вообще же в книге много редких иллюстраций, причем семейные хроники Маликовых теснейшим образом переплетены с биографией «Самоцветов». Следует также отметить прекрасную работу корректора. А профессионалы шоу-бизнеса почерпнут из издания крайне любопытный анализ ВИА как одного из главных жанров в нашей музыке – сделанный изнутри, с большим знанием дела и не меньшей любовью.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Haute couture от медицины
Редкие рукописи Монро
Странные имена звездных детей
Звезда сериала – гид в музее
Лимонов и его новый проект
Удивительная жизнь в мюзикле
Лучшая песня Beatles
Робби Уильямс почти женился
Он настоящий бог рок-музыки
Дорогая цена успеха
Хочет умереть на сцене
Джаггер против рокеров
Хочет стать певицей
Будет жить на две страны
Самая скандальная звезда


««« »»»