Мой адрес – не дом и не улица…

Художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» Юрий Федорович МАЛИКОВ начал писать свои мемуары не от хорошей жизни. В конце 80-х – начале 90-х его главное детище оказалось невостребованным, и деятельному продюсеру (хотя он никогда не ассоциировал себя с этим словом) показалось, что пора поневоле уходить на пенсию и заниматься книгой воспоминаний.

Тогда он даже успел надиктовать несколько фрагментов мемуаров. Однако вскоре тенденция огульного отрицания совка сменилась ностальгическим трендом, и «Самоцветы» практически триумфально вернулись со своими старыми песнями и даже в нескольких составах. Вершиной карьеры своего ВИА Маликов теперь считает концерт в Государственном Кремлевском дворце, посвященный 35-летию коллектива. После этого юбилея Юрий Федорович – так сказать, на гребне успеха – решил вернуться к работе над мемуарами.

Вероятно, чтение этой книги лучше растянуть на несколько месяцев – прочитав одну из восьми глав, к следующей стоит возвращаться, когда крепко забудешь содержание предыдущей. Дело в том, что у Юрия Федоровича получилось совсем не линейное повествование, и, несмотря на его феноменальную память на даты, он не очень старался соблюдать хронологический порядок. Гораздо важнее для отца Дмитрия и Инны Маликовых оказалось лишний раз как-то защитить дело своей жизни – поэтому он то и дело сбивается на пропаганду искусства ВИА, критику современной поп-культуры (без конкретных имен) и рассказы об успехах «Самоцветов» (и вообще эстрады) советского периода.

Это небезынтересно, но когда читаешь книжку «насквозь», возникает ощущение, что и автор, и редактор готовили текст по частям. Фразы типа «мне все песни из репертуара «Самоцветов» очень дороги и своей трепетностью, и патриотизмом, и актуальностью на все времена» поначалу не раздражают – ибо даже сквозь такую «суконность» чувствуются душевность и доброта автора. Но когда подобные формулировки встречаются в пятый раз, они уже откровенно веселят, а на восьмой начинают слегка… надоедать. Юрий Федорович отвел отдельные главы на воспоминания о родителях, своем становлении как музыканта, рассказы о детях, историю знакомства с женой – эти места наиболее информативны и занимательны, хотя и в них автор иногда будто спохватывается и опять возвращается к «Самоцветам» и стариковскому брюзжанию в адрес нынешней попсы или вдруг рассыпается в благодарностях людям, которые помогали ему на протяжении жизненного и творческого пути.

Таким образом, мысли, которые Юрий Федорович считает самыми важными, в книге повторяются множество раз. Читатель не однажды понадеется, что автор вот-вот проговорит самое главное и наконец приступит собственно к мемуарам, но по большому счету эта надежда так и не сбудется. При этом в рассказах о семье встречаются моменты, которые уже были много раз озвучены в интервью – например, история о потерянном во время прогулки на саночках Диме или случай, когда из длительной зарубежной поездки Маликов-старший вместо денег и подарков семье привез тонны музыкальной аппаратуры для создания своего ансамбля.

В главе о любимой жене никак не объясняется, почему отца Людмилы Михайловны, у которого молодожены Маликовы прожили три года, зовут Александром Васильевичем. На помощь любознательному читателю неожиданно приходит «постепенный» метод создания книги: в следующем разделе, написанном явно через большой временной промежуток, Александр Васильевич оказывается отчимом. Не менее забавно обнаружить на фотографии, подписанной «ВИА «Самоцветы», 1984 год» человека в футболке с надписью «Перестройка».

Вообще же в книге много редких иллюстраций, причем семейные хроники Маликовых теснейшим образом переплетены с биографией «Самоцветов». Следует также отметить прекрасную работу корректора. А профессионалы шоу-бизнеса почерпнут из издания крайне любопытный анализ ВИА как одного из главных жанров в нашей музыке – сделанный изнутри, с большим знанием дела и не меньшей любовью.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Haute couture от медицины
Звезда сериала – гид в музее
Лимонов и его новый проект
Удивительная жизнь в мюзикле
Лучшая песня Beatles
Робби Уильямс почти женился
Он настоящий бог рок-музыки
Дорогая цена успеха
Хочет умереть на сцене
Джаггер против рокеров
Хочет стать певицей
Будет жить на две страны
Самая скандальная звезда
Редкие рукописи Монро
Странные имена звездных детей


««« »»»