ОНИ ВЕРИЛИ В РОССИЮ ЗА 50 ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ

The Economist, December, 1998

Начиная с 1996 г. каждое из многочисленных российских правительств постоянно находилось в состоянии решения двух нерешаемых проблем: сбора большего количества налогов и выплаты растущих процентов увеличивающегося из года в год внешнего долга.

Уже в июле этого года перед международной общественностью встал вопрос: стоит ли оказывать помощь России в ее попытках избежать девальвации рубля? Пагубное влияние девальвации на экономику страны было очевидно всем, а правительство г-на Кириенко, находившееся в то время у власти, вроде бы имело некоторый успех в сборе федеральных налогов и других областях. Таким образом, несмотря на легко просчитываемый риск, было принято решение оказать России финансовую помощь. Сумма коллективных средств составила 22 млрд. долл., она была предложена России на условии немедленного осуществления реформы налоговой системы.

Дальнейшие события показали, что российское правительство не считает зазорным обмануть тех, кто протянул ему руку помощи. Тем не менее ничто не остается безнаказанным, и очень скоро Россия оказалась перед выбором между необходимостью проведения девальвации и реструктуризации своих долгов. Россия выбрала оба варианта: рубль был девальвирован, выплаты по ГКО реструктуризированы в одностороннем порядке, кроме того, был объявлен временный мораторий на выплату долга частным иностранным инвесторам.

Последствия действий российского правительства оказались довольно серьезными. Несмотря ни на что, инвесторы долгое время верили, что Россия – большая и богатая страна и их вряд ли может поджидать неудача на этом фронте. Как бы многие из них ни ругали это государство, тем не менее с 1994 г. возможность заработать 50% в год на вложенных в ГКО средствах была реальна. Иностранцы считали, что реструктуризация в одностороннем порядке долгов в случае с Россией исключена. Сознание того, что Россия может быть подвержена такому провалу, значительно пошатнуло веру в нее иностранных инвесторов.

Новое российское правительство оказалось в очень непростой ситуации. В конце концов для исправления экономических провалов оно может прибегнуть к комбинированным действиям: проведению денежной эмиссии и усилению государственного контроля. Однако это т подход вряд ли решит все проблемы. Рано или поздно российское правительство будет вынуждено вернуться к проблеме стабилизации и дальнейшего реформирования экономики. При таком повороте событий международные финансовые круги могут решить вопрос в пользу возобновления помощи России.

В течение последних лет в России предпринимались хотя и значительные, но крайне непродуманные меры. Несмотря на то что некоторые правительства имели определенный успех в том или ином начинании, все они были слишком слабы для последовательного проведения в жизнь своей политики. Несомненно, международная общественность в лице МВФ была права, оказывая помощь российским реформам. И сам МВФ был с самого начала прав, настаивая на приоритетности реформы фискальной политики России.

Россия всегда хотела идти своим путем, игнорируя опыт других стран. Возможно, не стоит винить в разразившемся кризисе своенравность российских политиков, а следует признать причиной экономического поражения нестабильную внутреннюю ситуацию, совпавшую по времени с внешними экономическими потрясениями. Наиболее точный ответ на этот вопрос даст будущее. Сегодня ясно одно: Россия может рассчитывать на помощь международного сообщества только в том случае, если экономические реформы будут продолжены.

Обзор подготовила Марина МЕДВЕДЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ТЕСТ-АНКЕТА, выезжающего за границу юмора и сатиры
НА БЕЗОПАСНОСТЬ НАДО ЗАРАБОТАТЬ
ВСЕ РАВНО, ЧТО ВЫРВАТЬ ЗОНТИК ИЗ ВАШИХ РУК…
“ГАМАЮН” МЕНЯЕТ КУРС?
Компьютерные убийцы
“СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ АЛЕКСАНДРА I”, ИЛИ… МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ?
ЛИДЕРЫ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАГРАЖДЕНЫ ПРЕМИЯМИ ГАО “МОСКВА”


««« »»»