Как город подрывает свою налогооблагаемую базу
Конфликт между городскими властями Омска, самочинно вводящими новые и новые налоги, и многими крупными налогоплательщиками, которые перевели свои предприятия из города и «проголосовали ногами» против этой налоговой политики, – тема не новая для многих средств массовой информации. Однако у нее появились в последнее время новые грани: 3 июля 1998 г. Государственная Дума приняла Налоговый и Бюджетный кодексы, подписанные в начале августа Президентом. Эти документы существенно ограничивают налоговую активность региональных и муниципальных властей и ставят под сомнение многие из введенных ими налоги.
Особенно актуальна эта проблема для Омска. Здесь предстоит, видимо, отменять многие незаконно введенные городскими властями местные налоги и возвращать налогоплательщикам собранные с них средства. Об этом, в частности, заявил на своей пресс-конференции 24 июля с.г. прокурор Омской области С.Казаков.
Однако проблема далеко не только в том, что старые местные налоги противоречат новому налоговому и бюджетному законодательству. Они в той же мере противоречили и старым, ранее действовавшим законодательным актам. Например, еще в 1995 г. прокуратурой Омской области было выявлено 1775 нарушений городскими властями Омска федеральных и областных законов. В 1996 и 1997 гг. число аналогичных нарушений было еще больше и превышало ежегодно 2 тысячи… Самым одиозным оказался так называемый целевой сбор на уборку населенных пунктов, установленный городскими властями в 1995 г. в размере 2 проц. от оборота компании-налогоплательщика.
Этот сбор сделал налогообложение в Омске одним из наиболее тяжелых в Российской Федерации и стал причиной «бегства» из города многих известных отечественных предприятий и фирм. Город покинули компании «Оша», «Союзкомплект», «Лекс»… В июле 1998 г. их примеру последовала одна из крупнейших российских нефтяных компаний – «Сибнефть».
Уход «Сибнефти» вызвал наибольший резонанс. Сама компания постаралась довести до общественности мотивы своего решения и причины, заставившие ее изменить адрес своей юридической регистрации. Так, только со второй половины 1996 г. ей пришлось выплатить «на уборку территории» более 300 млн. неденоминированных рублей. И это при том, что у «Сибнефти» в Омске не было ни одного предприятия, загрязнявшего город, вынуждая убирать за ним. В итоге компания сменила свой юридический адрес и перерегистрировалась в Омской области, налоговая политика которой отличается продуманностью и взвешенностью.
Действительно, покинув негостеприимный Омск, та же «Сибнефть» получила возможность направить все средства, сэкономленные за счет освобождения от сбора на уборку омской территории, на модернизацию нефтепереработки, а также для активного участия в программах развития сельского хозяйства и пищевой промышленности Омской области. В июле при активном участии «Сибнефти» прошли переговоры между дочерним предприятием компании «Ноябрьскторгнефть» и Омской областной администрации, в итоге которых были заключены прямые договоры о поставке сельхозпродукции омских товаропроизводителей в Ноябрьск. Туда в обмен на нефтепродукты будет поставляться продукция «Омского мясного двора», «Омского бекона», Полтавского молокозавода «Сибиряк», фирмы «Оша» и еще более полутора десятков предприятий. Годовые поставки продуктов питания на сумму 30 млн. новых рублей полностью покроют потребности Ноябрьска. А администрации Омской области прямые связи дают возможность те средства, которые ранее тратились на закупку горюче-смазочных материалов для селян, направлять на социальные программы, выплаты бюджетникам и т.д.
Интерес к этим формам прямого сотрудничества проявляют интерес администрации городов Тюменской области и Салехарда. А администрация Омска? Она, похоже, делает все, чтобы подорвать это эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Принятое Омским городским советом решение «О внесении изменений и дополнений в Положение о местных налогах и сборах на территориях г. Омска» направлено непосредственно против агропромышленного и нефтехимического комплекса. Этим решением увеличивается налоговое бремя на нефтепереработчиков. А это неизбежно скажется на цене нефтепродуктов, что негативно отразится на омской деревне. Стремясь нанести удар побольнее, омские “отцы города” даже не сообразили, что повышение цен на горючее отразится и на стоимости городского транспорта, отопления, может повлечь за собой энергетический кризис в городе. А повышение цен на продукты после введения налога на сельхозсырье приведет к повышению цен на продукты питания и отбросит многих омичей за черту бедности. Впрочем, уже сейчас, без всякого повышения цен на горючее, мэрия пытается наполнить городской бюджет за счет роста коммунальных платежей, закрытия больниц, введения «коммерческих» линий на транспорте… А уже сегодня за чертой бедности – каждый десятый житель города.
Кому нужны такие «слуги народа» с такими решениями? Наверное, никому, кроме их самих. И жители Омска, страдающие от власти «отцов города», рано или поздно должны отобрать у них власть, которой те не умеют распорядиться.
Николай ИВАНОВ.