ГОЛАЯ ПРАВДА ХУЖЕ ГОЛОГО МУЖИКА!

Как часто приходится слышать упреки в адрес изданий (и наполняющих их текстами репортеров) в том, что пресса, претендуя на объективное отображение действительности, начинена разного рода неправдой. Нет предела возмущению, если вдруг выясняется, что творец от публицистики присочинил, приукрасил, додумал или просто придумал все, о чем написал. Когда Ирина Петровская с плохо скрываемым отвращением пишет о том, как великий беспредельщик Кушанашвили добывал новости для светской хроники (обзванивая друзей, собирал слухи), можно и вправду подумать, что потребителю нужна лишь голая правда. Однако разразившийся на прошлой неделе в недрах американской пресс-тусовки скандал, заставил круто призадуматься даже импортных служителей пера о смысле их фактодобывающей профессии.

В последние пару лет одним из любимцев американского журналистского бомонда стал молодой (ныне двадцатипятилетний) Стефен Глас. Он делал объемные материалы на разные актуальные темы. Причем исключительно для респектабельных изданий, каждое из которых содержит специальный отдел по проверке фактуры, то есть целый взвод сотрудников, которых в быту называют fact checkers.

Стефен Глас работал на износ… Поскольку был нарасхват.

Он добывал столь неожиданную фактуру, что главные редактора в нем просто души не чаяли. Работал, словно агент спецслужб (коллеги звали его “007”). То накопает, что стали продавать презервативы новой марки “Monica Lewinsky” (названные так в честь стажерки, которая якобы баловалась оральным сексом с президентом Биллом Клинтоном), то поведает миру о том, как несовершеннолетние хакеры сосут деньги из крупных корпораций, защитные коды которых взламывают на раз, то нароет еще что-нибудь в этом роде.

Читатели зачитывались. А с ними вместе и профессиональные журналисты. Впечатленные достижениями юных хакеров сотрудники журнала Forbes решили развить животрепещущую тему компьютерного мошенничества на страницах своего издания и вдруг, к собственному великому удивлению, обнаружили, что все приведенные в статье Стефена Гласа факты не имеют места быть. То есть упомянутые фирмы и люди просто-напросто не существуют. Своим невероятным открытием Forbes поделился с Чарльзом Лэйном, главным редактором не менее солидного The New Republic, которому пришлось в первом июньском номере своего еженедельника публично извиняться перед читателями за то, что опубликованная две недели назад в их издании статья о хакерах не имела ничего общего с действительностью. Более того, за период с 25 декабря 1995 года по 18 мая 1998 года (а за это время сменились три главных редактора) модный еженедельник успел опубликовать сорок одну статью талантливого фантазера! Неловкость этой ситуации усугубилась еще и тем, что The New Republic со времен Джорджа Вашингтона (того самого, чей лик, украшая долларовую купюр, столь любезен сердцу всякого россиянина) славится своей правдивостью, за что ему прощают даже некоторую вольность изложения.

Посыпать главу пеплом пришлось и другим, не менее раскрученным и солидным журналам, таким, как The Rolling Stone, Harper’s Bazar и самому модному в нью-йоркской тусовке журналу Кеннеди-младшего George.

Да что там простодушные американцы! Даже британская пресса регулярно публиковала творения юного дарования, не говоря уж о таких интернациональных монстрах, как New York Times Magazine, Web-журнале Slate, принадлежащий фирме Microsoft, и многих, многих других.

Как все это вообще могло произойти, никто не понял. Каким образом молодой автор, который, согласно принятой на Западе процедуре аккуратно сдавал свои статьи отделам по проверке фактов, ни разу не попался? Бог знает. Во всяком случае, публицист-фантаст, припертый к стенке главным редактором The New Republic, вместо номера телефона фирмы, якобы обворованной хакерами, смело дал номер своего двоюродного брата, на автоответчик которого предусмотрительно записал соответствующее сообщение, и не поленился даже зарегистрировать (!!!) Web-страницу конторы, которую сам выдумал, чтобы сделать жертвой компьютерных взломщиков. Короче, “действовал с головой”, как зубная щетка Aquafresch.

В результате, институт ”fact checking” находится под угрозой упразднения ввиду своей очевидной непригодности, “а журналистика переживает момент переоценки ценностей”, – горестно подметил Эндрю Салливан, тот несчастный, который нанял на работу в The New Republic молодого и талантливого придумщика.

Этот неожиданный эксперимент наглядно доказал, что читатель при прочих равных единодушно отдает предпочтение художественному вымыслу.

Правда не вдохновляет, поскольку она проходит по категории алмаза, а не бриллианта. Людям только кажется, что им хочется “аргументов и фактов”, а на самом деле факты их разочаровывают, и они (люди) создают мифы. Каждый известный человек моментально обрастает самыми невероятными слухами (типа “Пугачева – еврейка”), слава сама по себе порождает вымысел (“Кобзон – мафиозо”), а любой талантливый фантазер может стать знаменитым, если поднимет реальность до уровня художественного произведения (пример: публицистика Лимонова).

Отечественные профессионалы это поняли давно, поэтому наши популярные издания, регулярно и вполне сознательно радуют читателя художественной прозой, стилизованной под журналистскую продукцию, а “честные” не могут родить ни одной сенсации. Зачинателем этого фактоидного жанра можно без всяких сомнений признать “Новый Взгляд” образца 1993 года (то есть сразу после того, когда светлейший Евгений Ю.Додолев имел неосторожность взять на работу никому не ведомого студента, не имевшего в своем портфеле не единой публикации… Звали того молодца Отар Кушанашвили. Свою лепту в развитие жанра внес, кстати, и тогдашний “нововзглядовец” Игорь Воеводин. Такое вот было времечко… Ну а сегоднячко… сами знаете, что творится).

Повторюсь. Нормальные читатели, сами того не ведая, единодушно отдают предпочтение историям, а все потому, что голый факт, он, как и голый мужик, без ореолов и одежд, выглядит достаточно неприглядно.

М.ЛЕСКО, “Новый Взгляд”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

САБИНА+”СОФИ”=СЕГОДНЯ
“КИНОТАВР” ВЫШЕЛ НА СТАРТ. КАК ВСЕГДА
КОРОВЫ, ОВЦЫ, ПЕТУХИ КРИЧАТ
Фразочки
РОМАНОВ ВЗЯЛСЯ ЗА СТАРОЕ. НУ И ХОРОШО!
ДНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛИСЬ НА “БАЛТИКЕ”
ЧТОБЫ СОЛНЦЕ БЫЛО В РАДОСТЬ
ПОЧЕМУ «СИБНЕФТЬ» МЕНЯЕТ АДРЕС?
“МАКС” Алексея Макушинского, или новое имя в русской литературе
МИХАИЛ ШУФУТИНСКИЙ ВЫХОДИТ В НАРОД
“ВИРУС” РАЗРУШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОМПРОМАТА
КАК ЧУТЬ НЕ “КИНУЛИ” ПРЕЗИДЕНТА


««« »»»