ПТЕНЕЦ ГНЕЗДА КУЛИКОВА

Птенцами гнезда Петрова называли в свое время сподвижников Петра Великого, помогавших ему в реформировании России. Это была когорта великих, выпестованная Петром под стать своему вождю. И дела их вошли в историю страны. Но, оказывается, гнезда свои создают не только титаны истории. И птенцы в них бывают иными, далеко не орлиного полета.

Схема такого «гнездовья» до удивления проста – собираются все давние соратники и назначаются на должности, которые нужно взять под контроль. При этом степень их квалификации или уровень соответствия занимаемым должностям в расчет не берутся. Наоборот, чем меньше соответствует такой выдвиженец своему креслу, тем лучше – значит, тем вернее будет он служить своему «патрону», держаться за него. Ну, а рапортовать об «успехах» у нас учить не надо…

Ярким примером такого «гнездовья» – и, по странному совпадению, тоже в городе на Неве – стало выдвижение на руководящие посты в ГУВД Санкт-Петербурга группы былых однокашников бывшего министра внутренних дел Анатолия Куликова по Орджоникидзевскому училищу внутренних войск во главе с Анатолием Пониделко, ныне главным питерским милиционером.

«Гнездо» министрово вилось с нарушением всех известных кадровых норм и правил. Начнем с того, что все новые руководители ГУВД пересели в свои кресла… из отставки. Анатолий Пониделко, например, был еще в 1994 г. уволен из внутренних войск по возрасту в звании полковника. И не был ни оперативником, ни даже строевиком. Нынешний главный питерский милиционер служил политработником, а завершал службу в Высшем военно-политическом училище имени Ленинского комсомола. Однако, несмотря на полное отсутствие профессионального опыта, в марте 1996 г. Пониделко был восстановлен в кадрах МВД и в том же полковничьем звании стал заместителем начальника ГУВД Санкт-Петербурга по области.

Дальше начались странные совпадения и бурный карьерный рост нового зама. Сначала руководство МВД обрушилось с резкой критикой на тогдашнего генерала Лоскутова. И, не затягивая, освободило его от занимаемой должности. На освободившийся пост, вопреки всем традициям и нормам, был назначен не кто-то из более опытных замов, а без году неделя в милиции и ГУВД Анатолий Пониделко. Ему срочно присваивается звание генерал-майора, он начинает собирать вокруг себя свою команду из таких же, как он, бывших отставников внутренних войск (нарушая при заменах своих замов и других кадровых перемещениях все возможные нормы и правила). Санкт-Петербург объявляется полигоном по обкатке тех реформ, которые министр Куликов, бывший однокашник по Орджоникидзевскому училищу и командир по Астраханскому полку ВВ, обещает провести во всей системе МВД.

Сегодня, после двух лет реформ, можно уже подводить итоги. К чему же свелись пониделковские преобразования в Питере? Сами питерцы по этому поводу горько шутят: к переименованию патрульно-постовой службы в городовых да к красным фуражкам, которые им выдали. Но молва явно сузила круг инициатив и зримых «успехов» – ведь не помянула она такие новшества руководителя ГУВД, как строевая подготовка милицейских сотрудников на улицах города – этакие мини-парады, в которых заставляли участвовать даже оперативных сотрудников, которым свои лица «светить» никак нельзя. Или кампания по покраске заборов в масштабе всего города. (Начальник ГУВД лично инспектировал территорию, и горе тому начальнику, в ведомстве которого он находил невыкрашенный забор. И вообще к малярной деятельности у нового руководителя было особое пристрастие – чего стоит только приказ перекрасить стены помещений ГУВД в связи с наступлением зимы в светлые, успокаивающие тона.)

Что касается более серьезных дел, то здесь, если судить по отчетности, был полный ажур: показатели преступности уменьшались, раскрываемости – возросли, ряды милиции очищались от коррумпированных сотрудников… Картину, конечно, портили громкие заказные убийства, жертвами которых стали вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Маневич и ряд крупных предпринимателей. Но, несмотря на это, успешные рапорты, видимо, благосклонно оценивались и наверху, в руководстве МВД – не случайно в феврале 1998 г., через два года после возвращения из запаса в полковничьем звании, Анатолий Пониделко стал генерал-лейтенантом.

Казалось бы, по заслугам и награда, но… Первым забило тревогу санкт-петербургское руководство. Результаты проверки работы ГУВД под водительством Пониделко оказались ужасающими: количество тяжких и особо тяжких преступлений в городе выросло более, чем на 17 проц., грабежей – на 16 проц., разбоев – почти на одну пятую, преступлений с использованием оружия и взрывчатых веществ – на треть… При этом раскрываемость преступлений, в том числе особо тяжких, уменьшилась более чем на 10 процентов. Это и неудивительно – из-за невыносимой обстановки, создаваемой новым руководством прежде всего для оперативного состава, разного рода бюрократических новаций, поощрения доносительства и т.п., ряды питерской милиции покинуло более 500 опытных сотрудников, прежде всего следователей. И заменить их некем, даже теми лихими строевиками, которых Пониделко намерен набрать из демобилизованных офицеров.

Проверка, проведенная в Санкт-Петербурге Генеральной прокуратурой России, выявила еще целый ряд неприглядных обстоятельств. Как оказалось, пытаясь создать видимость благополучия, питерские милиционеры незаконно отказывали гражданам в возбуждении уголовных дел. Причем это были не единичные случаи, а достаточно устойчивая тенденция – если в среднем по России незаконный отказ имеет место по трем делам из каждой сотни, но в Питере их на одну шестую больше.

Факты отказов выявлены практически по всем видам преступлений. Конечно, в наибольшей степени это касается преступлений против имущества граждан. Так, по хищениям собственности отказано в возбуждении 107 дел, угонам автомашин – 273. Но отказывали и по фактам безвестного исчезновения граждан (в ряде случаев речь шла о явных убийствах), об обнаружении неопознанных трупов с признаками насильственной смерти и т.п. Лукаво регистрировались и принимались к производству дела, связанные с распространением наркотиков. В итоге происходит рост преступлений в этой сфере – в 1997-м по сравнению с 1996 г. их число выросло в 2,2 раза в первом квартале 1998 г. – еще на 60 процентов…

С учетом фактов, вскрытых Генеральной прокуратурой, фактическая раскрываемость дел в системе санкт-петербургской милиции составила не без малого 70 проц., как рапортовалось, а чуть более 58 процентов. И все это прокуратура объясняет отсутствием надлежащего контроля и руководства со стороны ГУВД. По мнению специалистов, питерская милиция в результате реформ Пониделко отброшена на пять – семь лет назад. Ох, как непросто будет ее поднимать!..

Возникает законный вопрос: кому и зачем нужны были такие эксперименты во втором по значению городе России? Какие цели преследовал бывший министр внутренних дел и его питерские соратники, затевая фактический разгром системы ГУВД в городе на Неве? Цель, по мнению аналитиков, была довольно очевидной: превращение органов охраны правопорядка в силовую структуру другого типа – в вооруженные формирования, на ключевых позициях в которых были бы расставлены былые однокашники и лично преданные люди. Неважно, какие они специалисты в области сыска и оперативной работы, неважно, какими будут реальные результаты их деятельности, – важно, чтобы были лично известны, преданы и сумели превратить милицейские части и подразделения в полноценные воинские формирования.

При всей внешней неправдоподобности этой версии, за ней явно что-то есть. Недаром же ходили слухи о том, что Анатолию Пониделко светит пост командующего внутренними войсками МВД России. Именно с прицелом на это ему были вручены генерал-лейтенантские погоны. А это означало бы, что питерский эксперимент был бы продолжен в масштабах всей Федерации.

Помешало этим планам лишь вмешательство федеральной власти и освобождение бывшего министра МВД. Сегодня в министерстве налицо поворот к задачам охраны правопорядка, повышение роли и значения оперативной и розыскной работы – всего того, что должно служить не политическим планам и амбициям генералов, а делу охраны покоя и безопасности граждан.

Но вот что примечательно – до Питера волна оздоровления пока так и не докатилась. Внедренная в руководство ГУВД Санкт-Петербурга группа бывших отставников ВВ по-прежнему держит в своих руках руководство системой охраны общественного порядка и сдавать свои позиции не собирается. Дойдут ли до нее руки у федерального центра? Или все еще недосуг?

Павел ЕГОРОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МАРТИН СКОРЦЕЗЕ В КАЧЕСТВЕ ГИДА
НОВОЕ СЛОВО В БОРЬБЕ С КОНКУРЕНТАМИ
ДЖУЛИЯ РОБЕРТС В ОБЪЯТИЯХ ОРАНГУТАНГА
ЛУЧШАЯ ОБУВЬ – ЭТО ОТСУТСТВИЕ ОБУВИ
Дача – не помеха красоте
ПОРНОИГРЫ В 11 НОМИНАЦИЯХ
ПРЯНЫЕ ДЕВОЧКИ
ДЕНЗЕЛ УОШИНГТОН БУДЕТ ЛОВИТЬ МАНЬЯКА
ДАСТИН ХОФФМАН ВЫИГРАЛ ПО ИСКУ
ЧТО ЗАПРЕЩЕНО В КИТАЕ, РАЗРЕШЕНО В США
НЕ БЕРИТЕ ПРИМЕР С ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ “КОНВЕРСБАНКА”
СИНДИ КРОУФОРД НИЧЕГО НЕ СМЫСЛИТ В СЕКСЕ
ЭКС-ПРЕМЬЕР И РОТОЗЕИ


««« »»»