СЕТЬ ВОКРУГ ФОНТАНА

Василий ГОЛУБЕВ, журналист

Предприятиями, оказывается, можно владеть, но денег не давать

Трудно сказать, какие мысли посещали главу группы МЕНАТЕП Михаила Ходорковского в начале 1996 года, когда в одном из интервью, посвященных созданию управляющей компании под претенциозным названием “Роспром”, он упомянул о сложностях управления “сетью” предприятий, находящихся в собственности группы. Скорее всего, это вряд ли были мысли о принципах современного сетевого менеджмента, ибо, если судить по публичным выступлениям, подобный уровень понимания проблем управления крупным российским бизнесом до сих пор не достигнут, а тогда, в начале 1996 г., после тяжелых боев за лакомые куски госсобственности, самые удачливые его представители еще только зализывали полученные раны и пытались хоть как-то осознать случившееся.

Так или иначе, но с тех пор утекло много воды. Многое изменилось и в “империи Ходорковского”, как окрестили журналисты банк МЕНАТЕП и группу примыкающих к нему промышленных предприятий во главе с управляющей компанией, сегодня именуемой “Роспромом-ЮКОСом”. Подобно империи лирического героя Самуила Маршака, она разрослась – в буквальном смысле – за счет “заводов, газет, пароходов”. Есть в этой империи и нефтяная компания ЮКОС, и Волжский трубный завод, и холдинговая компания “Усть-Илимский ЛПК”, и московское АО “НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам”, и знаменитая в застойные годы своим вольнодумством “Литературная газета”. Чего только нет. Есть даже высокопоставленные лоббисты в госструктурах, вроде бывшего зампреда правления МЕНАТЕПа Леонида Невзлина, ставшего заместителем директора ИТАР-ТАСС. Всем этим банк МЕНАТЕП, “Роспром-ЮКОС” и лично Михаил Ходорковский пытались – если судить по пыли, поднятой в информационном пространстве, – не только “володеть”, но и управлять.

Попробуем оценить результаты их управленческой деятельности на основе анализа ситуации вокруг некоторых предприятий, приобретенных группой МЕНАТЕП на инвестиционных конкурсах. Это тем более интересно, если учесть, что инвестиционный конкурс в качестве важнейшего из условий вступления в права собственности предполагает внесение в бюджет предприятия инвестиций, а значит, и немедленное “задействование” важнейшего рычага управления – финансового.

В соответствии с договором, заключенным Российским фондом федерального имущества и предприятием группы МЕНАТЕП – АОЗТ “Малахит” в октябре 1994 г., последнее приобрело 40,66% акций Волжского трубного завода с условием внесения инвестиций в размере 146 млрд. рублей. Сроки внесения инвестиций оговаривались особо, однако писать о них не имеет особого смысла, ибо суть дела в другом – в том, что МЕНАТЕП не выполнил большинство условий договора, касающихся внесения конкретных денежных сумм. Внеся 28 млн. рублей (которые на цели, предусмотренные программой инвестиционных мероприятий, не направлялись) и предоставив заводу необеспеченные векселя на 109 млн. рублей, больше МЕНАТЕП ни одну из упомянутых в договоре сумм не внес. После многомесячной судебной эпопеи, завершившейся принятием решения о расторжении договора купли-продажи в связи с невыполнением инвестором своих обязательств, выяснилось, что в ходе судебных тяжб МЕНАТЕП неоднократно перепродавал принадлежавший ему пакет акций третьим лицам, в связи с чем дело было вновь передано на рассмотрение арбитражного суда г. Москвы с целью установления собственника указанного пакета. Сухие строчки судебных протоколов свидетельствуют о том, что без вмешательства правоохранительных органов, в том числе генпрокуратуры, дело о возврате пакета акций в собственность государства может затянуться на долгие годы, в результате чего “объект управления” – Волжский трубный завод – будет подведен к последней черте – банкротству…

Еще один пример, ярко иллюстрирующий своеобразие инвестиционной и управленческой стратегий МЕНАТЕПа, – ситуация вокруг покупки банком 20% акций крупнейшего в России производителя апатитов АО “Апатит”, расположенного в Мурманской области. 12 февраля этого года договор купли-продажи акций, которым была оформлена эта сделка, расторгнут в связи с тем, что ЗАО “Волна”, входящее в “империю Ходорковского”, не предоставило предприятию обещанные инвестиции в размере 563,17 млрд. рублей.

Подобные истории приключились с менатеповскими управленцами и после приобретения ими на инвестиционных конкурсах акций Новокузнецкого алюминиевого завода, Московской ситценабивной фабрики, одного из градообразующих предприятий Ставропольского края АО “Ставропольполимер”, Челябинского цинкового завода, Усть-Илимского ЛПК. Во всех вышеперечисленных случаях условия конкурсов выполнены не были, а пакеты акций, несмотря на решения судов, до сих пор не возвращены в собственность государства.

Так зачем же приобретались акции? Зачем создавалась “сеть” предприятий “Роспрома”, о которой говорил в конце 1996 г. г-н Ходорковский? Ведь в конечном итоге дело не дошло ни до реального управления промышленными активами большинства упомянутых предприятий, ни до смены состава и принципов деятельности управленческих команд, ни до реальных улучшений в работе самих предприятий. Оставим этот вопрос без прямого ответа, ибо сказанного выше достаточно, чтобы читатель мог прийти к заключению, что “сеть”, которой МЕНАТЕП опутал множество российских предприятий, была предназначена отнюдь не для сетевого управления, а для того, чтобы половить рыбку в мутной воде финансовых спекуляций, и паразитирования на финансовых потоках приобретенных заводов и фабрик.

Проиллюстрирую эту мысль описанием другого события в управленческой истории банка МЕНАТЕП. Пакет акций московского АО “НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам” был приобретен МЕНАТЕПом исключительно ради здания НИИ, которое может быть использовано для сдачи в аренду под офисы и служебные помещения. Данная сделка в свое время была предметом пристального изучения московской прокуратуры, которая предъявляла в суд иск о расторжении договора купли-продажи пакета акций НИИ на инвестиционном конкурсе, заключенного Российским фондом федерального имущества с АОЗТ “Уоллтон”, входящим в группу МЕНАТЕП.

Чтобы управлять предприятием, нужно по крайней мере сильно этого захотеть. Но в большинстве случаев менатеповские управленцы даже не проявляли подобного желания. Следовательно, речь может идти о чем угодно, но только не о стремлении инвестировать и управлять. И дело тут, по-видимому, в особом менталитете людей из “империи Ходорковского”, приемы и способы работы которых не имеют существенных отличий от приемов и способов работы управленцев советской эпохи, в особенности периода так называемого застоя. Просто они стали наглее и циничнее.

Один из методов работы особенно сближает их с управленцами советского образца. Это так называемый вахтовый метод – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вахта как способ организации труда была весьма характерна для советского периода. Контрактники вербовались в “медвежьи углы” на 2-3 года, зарабатывали там “длинный рубль”, а затем возвращались на Большую землю и обустраивали для себя и своих семей комфортную жизнь.

Сегодня подобный метод работы переняли молодые финансисты из банка МЕНАТЕП. Приобретая на 2-3 года акции российских предприятий, паразитируя на их финансовых и экспортных потоках и совершенно не заботясь об их развитии, они, по всей видимости, рассматривают управленческую деятельность в России как своего рода “вахту” для зарабатывания денег на обустройство своего дальнейшего жития в совершенно других краях. Увы, “душой и телом” они давно уже не в России. Найти и воспользоваться нефтяным, финансовым или любым другим “фонтаном” – вот их задача-максимум. В такой ситуации уже не до сетевых форм управления, инвестиций, обустройства повседневности и организации социальных инфраструктур. Доход от “сети”, хитро расставленной вокруг “фонтана”, позволяет приобрести все желаемое в готовом виде, и, конечно же, не в этой стране, а там, где и комфортнее, и спокойнее…


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВОСЕМЬ НИШТЯКОВ ДЛЯ БРАТКОВ
СОБЛАЗНЕННЫЕ ВСЕХ СТРАН, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
САБИНА – “ПРИКОСНОВЕНИЕ”
Подкравшийся незаметно
ТЕОРЕТИКИ ЗЛА
О ЧЕМ ГОВОРИТ МОЧКА УХА
БЛЕСК И НИЩЕТА ВТОРОЙ ДРЕВНЕЙШЕЙ ПРОФЕССИИ
НЕ СТОИТ ЛИЗАТЬ ПЕПЕЛЬНИЦУ
“РАССЕКРЕЧЕННЫЙ” ФБР ЛЕННОН
ПРОЙДИСЬ БОСИКОМ – ПРИБАВИШЬ ЖИЗНИ
НА ЯЗЫКЕ ВОЛОС
ТЖИНДЕР СИНГХ РАЗГРОМИЛ НОМЕР В ОТЕЛЕ
НОЭЛ РАЗДУМАЛ ПОКУПАТЬ “МАНЧЕСТЕР СИТИ”
ВОСЕМЬ ПЕСЕН ПОЙДУТ С МОЛОТКА
АЛЬБОМ В ПОДДЕРЖКУ МАРИХУАНЫ
СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – НЕ ШУТКА
Шаккум
СПАСИБО, БАРБРА!


««« »»»