СНОВА “75 + ОДНА”?

Казалось бы, формула продажи последней государственной нефтяной компании “Роснефть” наконец определилась. В последних заявлениях нового руководства Мингосимущества была подвергнута критике идея продажи 75 процентов плюс одной акции компании и определены другие ориентиры – выставить на продажу простой контрольный пакет, 50 процентов плюс одну акцию.

Однако, по сведениям, которые просачиваются из Мингосимущества, кто-то снова пытается вернуть министерство к лоббированию старой формулы, при которой государство полностью теряет контроль и над ”Роснефтью”, и над нефтяной отрасью в целом.

Как информируют источники, желающие – и, видимо, не без оснований – остаться неизвестными, – на вице-премьера, министра Мингосимущества Фарита Газизуллина оказывается сильное давление с целью заставить его поддержать планы продажи 75 проц. плюс одной акции на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями. Вариант этот государству крайне невыгоден – ведь на оставшиеся 25 процентов минус одну акцию, которые предстоит продать на специальном денежном аукционе, покупателей не найдется, ибо это даже не блокирующий пакет. Государство на этом может потерять от 350 млн. долларов до полумиллиарда. Зато покупатель получает возможность полностью распоряжаться судьбой “Роснефти” – вносить в ее устав нужные ему изменения, принимать стратегические решения, отчуждать имущество и собственность, даже принимать решение о ликвидации компании…

Кто же оказывает нажим на главу Мингосимущества? Эксперты и аналитики давно едины по поводу личности главных сторонников этого варианта продажи – это первые вице-премьеры Анатолий Чубайс и Борис Немцов. Правда, на некоторое время они воздерживались от высказываний по поводу “Роснефти” (особенно после отстранения Немцова от вопросов ТЭК). Однако, видимо, после того, как Президент Борис Ельцин обещал двум первым вице-премьерам неприкосновенность до 2000 года, Немцов и Чубайс снова начали высказываться за продажу 75 процентов плюс одной акции.

Формально как причину для продажи столь крупного пакета акций в одни руки называют стремление получить в бюджет 2 млрд. долларов, которые Фарит Газизуллин столь рискованно обещал Борису Ельцину. Но всем ясно, что это стоимость всех 100 процентов акций “Роснефти”, полная цена компании. За 75 процентов плюс одну акцию столько не выручить. В итоге государство понесет убытки. А отвечать кто будет? Скорее всего Газизуллин (да и Немцову и Чубайсу, несмотря на то, что неприкосновенность им вроде бы гарантирована, может крепко достаться)…

Что же при столь очевидных невыгодах и столь рискованных последствиях заставляет высших госчиновников лоббировать убыточный для государства вариант? Видимо, речь снова нужно вести о странном пристрастии к одному или нескольким банкам, за которую в свое время Ельцин отправил в отставку бывшего главу Госкомимущества и вице-премьера Альфреда Коха. Тем более, что в деловых кругах сегодня сложились, как минимум, два блока, желающих купить “Роснефть” именно на этих основаниях. Это, с одной стороны, консорциум в составе группы ОНЭКСИМ – “СИДАНКО” и британской компании “Бритиш петролеум” и, с другой”, – триумвират “Газпрома”, “ЛУКойла” и датско-британской “Шелл”.

Консорциумы, являющиеся во многих вопросах конкурентами, сумели договориться о главном: они поддерживают друг друга в том, что государства обязано продать единым пакетом не менее 75 процентов плюс одну акцию. И даже выдвинули по этому поводу ультиматумы государству.

Эксперты считают, что “двойка” и “тройка” договорились даже о том, чтобы совместно купить “Роснефть”. При этом никто не сомневается, что покупка будет сделана в этом случае с целью расчленения компании – ее куски достанутся по интересам тем или иным участникам такого суперконсорциума. А государство потеряет последнюю возможность оказывать через политику “Роснефти” влияние на нефтяную отрасль…

Найдутся ли в государстве силы, способные не допустить полной потери государственного контроля над нефтяной индустрией? Силы такие вроде бы есть, но проявляют они непонятную медлительностью. Правда, Совет Федерации принял решение обратиться в правительство с предложением оставить в госсобственности 51 процент акций “Роснефти”. Письмо такого содержания за подписью Егора Строева было недавно направлено в адрес Виктора Черномырдина. Трудно прогнозировать, какова будет реакция премьер-министра, однако ясно одно – до сих пор федеральная власть к мнению сенаторов (а они, кроме того, и главы регионов), как правило, относилась с уважением и вниманием. Поэтому вряд ли можно ожидать, что от их мнения отмахнутся…

Свое слово в спорах вокруг “Роснефти” хочет сказать и Дума. В частности, она обязательно поднимет вопрос о продаже акций компании, рассматривая государственную программу приватизации на 1998 год. Первые вице-премьеры Немцов и Чубайс так торопились продать “Роснефть” в 1997 году, чтобы вывести вопрос о ее приватизации из-под “юрисдикции” Госдумы. Но это не удалось: теперь Дума имеет шанс высказать свое мнение о формуле продажи “Роснефти”. И вряд ли это мнение будет в пользу продажи 75 процентов плюс одной акции. Скорее уж Дума склонится к варианту сенаторов, если вообще не выскажется против продажи какого-либо пакета акций “Роснефти”. И обойти ее мнение будет трудно: ведь, встречаясь с вице-премьером Фаритом Газизуллиным, Борис Ельцин однозначно высказался – приватизация “Роснефти” должна происходит в строгом соответствии с законом и после рассмотрения вопроса Государственной Думой…

Однако все эти мнения все же будут носить характер предложений. Окончательное же решение, видимо, будут принимать два человека – Борис Ельцин и Виктор Черномырдин. От того, с каким вариантом пойдет на доклад к Президенту премьер, будет зависеть многое. Но Виктор Черномырдин пока хранит молчание по поводу того, какой вариант кажется ему более предпочтительным. И, несмотря на многочисленные объявления заинтересованных сторон о том, что ему на подпись внесены те или иные проекты постановления правительства о “Роснефти”, отвечает на все вопросы, что никакие планы приватизации компании ему пока не докладывались.

Сергей НИКОЛАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЖИЗНЬ, СЛЕЗЫ И ЛЮБОВЬ НИКОЛАЯ ГУБЕНКО
ОРЕОЛ КРАСОТЫ
Чужие
Защитите защитника
Гута
МУМИИ СКОРО – 75


««« »»»